26 февраля 2020 17:13

МК в Саратове

Течёт река водка

Течёт река водка

Саратовцев не могут избавить от контрафактного алкоголя.

На днях Союз производителей алкогольной продукции сообщил, что около трети спиртного в нашей стране — нелегальная продукция. При этом ещё прошлой осенью правительство РФ признало, что меры по сокращению потребления контрафактного алкоголя не принесли желаемых результатов. Это говорит о том, что в ближайшее время чиновники изобретут новые механизмы регулирования. А проще говоря, «закрутят гайки» ещё туже. К чему это может привести, выяснял «МК» в Саратове».

 

На трезвую голову

Порядка трети алкоголя, который присутствует на отечественном рынке, нелегальна. Об этом заявил президент Союза производителей алкогольной продукции Игорь КОСАРЕВ, отметив, что в «худшие моменты» доля контрафакта достигала даже 55%. 

У Росалкогольрегулирования своя статистика. В 2019 г. ведомство проверило 1295,2 тыс. декалитров алкоголя, почти 40% из них находилось в нелегальном обороте. Нелегальной водки оказалось 24,83 тыс. декалитров, или 18,1% от всех проверенных объёмов. Интересно, что по результатам проверок в 2018-м ситуация с «беленькой» была хуже: из 118 тыс. проверенных декалитров 36,3 тыс. (или 30,8%) признали контрафактом.

Сегодня в России действует государственная программа по борьбе с нелегальным алкоголем. Она предусматривает, что годовое потребление «левого» спиртного в нынешнем году должно снизиться до 2,2 л на человека, в 2021-м — до 1,9 л, а к 2022 г. показатель должен упасть до 1,6 л. Но прошлой осенью правительство РФ сочло невыполнимым целевой показатель по сокращению потребления незарегистрированного алкоголя в 2020-2022 гг. и предложило скорректировать его до более реалистичных значений. Инициатором изменений выступило Росалкогольрегулирование. Тем самым власти признали: ныне действующие в стране меры, направленные против контрафактного алкоголя, не принесли желаемого результата.

Как сообщил одному из федеральных информагентств Вадим ДРОБИЗ, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя 

(ЦИФРРА), изначальные цели госпрограммы по борьбе с нелегальным алкоголем были в принципе недостижимы.

«Алкогольный рынок живёт не по законам Госдумы или расчётным формулам официальной статистики, он формируется исходя из потребительского поведения, так же как и прочие рынки. Бедные слои населения выбирают настойку за 50 рублей или контрафактный алкоголь за 100 рублей не из-за классовой ненависти к легальному “Hennessy”, а потому, что только это могут себе позволить», — высказал мнение Дробиз.

 

Пьют — значит любят

Саратовские эксперты называют собственные причины провальной борьбы с контрафактом.

 

Комментарий эксперта

Татьяна РАЗБОРОВА, председатель областной профсоюзной организации работников торговли, общественного питания и предпринимательства «Торговое единство»:

 — На мой взгляд, все необходимые меры для того, чтобы контрафактный алкоголь не поступал в продажу, уже приняты. ЕГАИС работает, что ещё можно придумать? Другой вопрос, что эти меры слабо работают, и думаю, что здесь можно вести речь о недобросовестности предпринимателей, которые берут в свои магазины контрафактный товар, либо отсутствии контроля со стороны предпринимателя за работой своих подчинённых: товароведов, продавцов, через них контрафакт может просачиваться в розницу. Полагаю, принимать какие-то новые, дополнительные меры в борьбе с фальсифицированным алкоголем излишне, поскольку запретов введено достаточно. Ведь зачастую контрафакт — это не самопальная продукция, а товар тех же заводов-изготовителей, который они производят в вечерние и ночные смены и пускают в продажу без учёта, регистрации и акцизных марок. Данный товар может быть качественным, но незаконным.

По словам саратовского предпринимателя Михаила ЯКУШЕВА, директора ООО «Бир Клаб» (сеть пивных магазинов), логичнее говорить не о том, как справиться с контрафактной алкогольной продукцией, а о том, почему сложилась такая ситуация, когда разработанные меры не действуют.

— Сегодня всё направлено на то, чтобы максимально «обелить» данную сферу, сделать её прозрачной, — высказывает мнение Михаил Николаевич. — Конечно, это правильно. Но на практике все сборы организованы таким образом, что вести бизнес по «белым» схемам абсолютно нерентабельно. И если предприниматель станет всё соблюдать, то нет никакого смысла быть участником алкогольного рынка. К сожалению, акцизы, сборы, косвенные налоги привели к тому, что легально работать порой невыгодно. И в первую очередь страдают те, кто старается вести бизнес в рамках закона. Соответственно, у производителей возникает вопрос: как снизить затратную часть? И некоторые начинают производить и продавать алкоголь, не платя акцизы и сборы, дабы сохранить маржинальность. Разрабатывать сейчас новые ужесточающие меры в борьбе с «левым» алкоголем, полагаю, бессмысленно. В этом случае часть производителей и продавцов покинут алкогольный рынок, но контрафакт всё равно будет присутствовать в той или иной мере. Как мне кажется, если бы власти действительно поставили целью разобраться с контрафактным алкоголем, а не только собирать налоги, то быстро привели бы рынок к прозрачности. 

Похожей точки зрения придерживается и другой саратовский эксперт, который считает, что алкогольный рынок России самый зарегулированный в Европе, и дальше «закручивать гайки» уже некуда.

— Нелегальный алкоголь — вечная тема, с ним идёт борьба уже много лет, но толка нет, — говорит член правления ТПП области Сергей ЖУКОВ. — Чего только власти ни делали: и минимальную стоимость бутылки водки устанавливали, и акцизы увеличивали, ЕГАИС ввели, а воз и ныне там. 

 

Комментарий эксперта

Сергей Жуков, член правления Торгово-промышленной палаты Саратовской области:

— Заметьте, оптовых алкогольных предприятий не стало практически совсем. Почему? Потому что приезжает оптовик с легальным алкоголем и предлагает директору магазина водку по 120 рублей за бутылку. А тот говорит: мне не надо, только сегодня машину привезли по 60 рублей за бутылку. Магазины закупают спиртное напрямую у производителя, а что уже они там берут — большой вопрос. Сейчас в Саратове можно за 100-120 рублей приобрести бутылку водки, разлитую в красивую тару, но без акцизных марок. Какие акцизы, к чему их ежегодное повышение? От этого страдает только добросовестный производитель. На мой взгляд, пока мы не искореним в стране коррупцию, не уберём с алкогольного рынка всех, кто «кормится» на контрафакте, толка не будет и «левый» алкоголь всё так же будет присутствовать.

В подтверждение слов эксперта можно вспомнить недавнюю историю, когда силовики изъяли из незаконного оборота крупную партию нелегального алкоголя. На территории Саратовского района сотрудники полиции нашли свыше 26 тыс. литров спиртсодержащей жидкости в бутылках с логотипами известных марок.

А осенью прошлого года межрегиональное Управление Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу провело контрольные мероприятия на территории Саратовской области, в результате которых на складах Балакова было обнаружено более 20 тыс. литров пива различных видов и наименований, не зафиксированного в ЕГАИС. Сколько ещё таких складов на территории региона, можно только догадываться, как и о том, на какие прилавки поступает нелегальный алкоголь.

Автор: Ирина Лихоман