26 августа 2020 12:19

МК в Саратове

Удалёнка от учителя

Удалёнка от учителя

Обучение с ограничениями угрожает отчуждением саратовских учеников от педагогов

Новый учебный год стучится в двери школ, но будут ли эти двери открыты? Окончательного ответа на этот вопрос до сих пор не получено. Среди учеников и их родителей бродят слухи, что очное обучение продлится максимум месяц, потом опять вернётся «дистанционка». Что принесёт это в школу — такой вопрос мы решили задать людям, выбравшим сферу альтернативного образования — семейного.

 

Онлайн — будущее школы

Моя первая собеседница — педагог семейного образования Марина Филатова — высказала довольно смелую мысль: дистанционное обучение не уйдёт вместе с пандемией, это будущее российской средней школы.

— Россиян готовят к тому, что их дети будут учиться онлайн. На родителей целенаправленно обрушен информационный поток, смысл которого в том, чтобы они сами не пускали детей в школу. На расстоянии учиться безопаснее и спокойнее. Дистанционное образование преподносится как благо.

О вреде «дистанционки» сказано уже много. Прежде всего это вред здоровью детей, особенно учеников начальных классов. Им тяжело проводить столько времени за онлайн-уроками. К тому же без помощи родителей с заданиями они, как правило, не справляются. Другая проблема — разрыв социальных контактов. Дети не обретают навыков социализации. Если кому-то в нашей стране нужна сегрегация общества, то школа на дистанции этому очень поспособствует. 

Теперь школа — это не социальный институт, учитель — не транслятор знаний и морали. Парадокс, но ФГОС не предполагают, что учитель будет учить детей. Теперь школа только проверяет знания, добытые самостоятельно. Возможно, в ближайшем будущем нас ждёт очень дорогое очное обучение, получить образование, даже среднее, станет роскошью.

Хотя мне хочется верить, что у наших детей и их родителей останется возможность выбора формы обучения.

 

Плюс на минус

Педагог и психолог Ирина Елшанская давно работает в сфере семейного образования. Она считает, что связь «ученик — учитель», и без того весьма хрупкая в наши дни, на «дистанционке» может окончательно исчезнуть. 

— Получается, что сами учителя ничего не могут дать детям. Они только передают им те уроки, что есть на образовательных онлайн-платформах. Учителя к этому никакого отношения не имеют. Им только приходится проверять десятки работ, что колоссально повышает и без того большую нагрузку. 

Елшанская сказала, что при получении детьми семейного образования общение на дистанции, наоборот, может дать немало плюсов. 

— На моих уроках психологии дети очень много играют. Занятия по развитию навыков изобретательности в онлайн-формате могут быть даже более интересными и увлекательными, чем при очном обучении. Повышается уровень самостоятельности детей. К тому же теперь мы можем, например, по вечерам, не собирая детей в школе, обсуждать с ними прочитанные сказки. Нейрогимнастика проходит одинаково что на очных занятиях, что онлайн. Правда, наше преимущество — в классах всего по семь-восемь детей. В обычной средней школе совсем другая ситуация. 

Оптимизма педагоги не теряют — и это радует. Значение творческого поиска в работе учителя сейчас небывало возросло, и, возможно, возникшие сложности будут способствовать дальнейшему развитию новаторских методик в образовании.

Автор: Станислав Орленко

фото pixabay.com