Saratovnews
Портрет современного человека: саратовский велосипедист и его многомесячные путешествия
Saratovnews рассказывает об интересных саратовцах. Интервью с велосипедистом Денисом Черновалом.
Кто такой современный человек? Выгляните в окно, остановитесь на улице, посмотрите на людей вокруг. Мчащаяся в бурлящем времени толпа скрывает лица и никого не дает разглядеть. С первым криком суета проглатывает нас и проносит сквозь пульсирующие потоки информации. И спустя лет 70 она выплюнет нас на периферию жизни, оставив лишь секунду на то, чтобы посмотреть, куда же тебя в итоге занесло.
Принято считать, что мир стал таким - быстрым, нервным и сумбурным - в начале XX века. Тогда технический прогресс принес обществу удобство, комфорт, скорость. Прошло 120 ярких и больших лет. И вот уставшее от потрясений человечество потихоньку начинает мерцать редкими, но удивительно отличающимися от всех остальных экземплярами. Прорисовывается образ нового человека - ребенка безграничного информационного поля и острой нехватки спокойствия.
Уставшие от протестантского культа продуктивности, они стремятся к пустоте, но внутренний конфликт культурного кода и собственных желаний не дает им получить удовлетворение. Грубо это можно было бы описать как подсознательно-непроизвольное слияние западного и восточного взглядов на мир, произошедшее путем столкновения заложенной окружением “необходимости” с произведенной давлением от неё “потребности” при полном сохранении границ у обеих культурных парадигм.
Подобных примеров в истории и культуре много. У них есть различия, но объединяет их невротизм и депрессивность, вызванные попыткой достичь достаточно размытого, но, в любом случае, невозможного идеала. Названия и историко-культурные обстоятельства у них разные: потерянное поколение, лишние люди, думеры, но суть примерно одна.
Кто такой современный человек? Естественно, невозможно описать его в точности. Как минимум, не до конца понятно, к какой возрастной категории должен относиться именно “современный человек”. В мире всегда одновременно сосуществует несколько абсолютно разных поколений. Но если дети и подростки - скорее люди будущего, а полностью раскрывшиеся и устоявшиеся люди 40-50 лет - прошлого, получается, что людям настоящего, современным людям, сейчас от 25 до 40 лет.
И поговорим мы именно о таком человеке - ярком представителе своего поколения, который сам о себе имеет совсем скромное, почти уничижительное мнение, и которое, как мне кажется, абсолютно несправедливо. Он живет в Саратове и его зовут Денис Черновал.
Денис – высокий, худощавый парень. Ему 25 лет и он объехал на велосипеде 10 стран. Не рекорд Гиннесса, но всё ещё впереди. Длинные волосы собраны в хвост и спрятаны под кепку, короткая спутанная борода торчит на остром подбородке. Он сидит на лавочке и смотрит на пробегающих мимо людей, ест мандарин. Рядом с ним стоит вечный спутник – велосипед. В нем нет излишней или напускной отрешенности, только спокойствие. Живые глаза заинтересованно отслеживают траекторию перепрыгивающего с одного конца стола на другой теннисного мячика.
Денис начитан, отлично знает историю. “Не профессор, но на уровне студента вполне”, как говорит он сам. Большую часть года он проводит в call-центре. Ему нравится его работа, он любит разговаривать с людьми. В течение 9-10 месяцев он откладывает деньги, а потом едет в путешествие. Он любит горы, чаще старается ехать куда-нибудь на Кавказ, подальше от степей. Обычно он уезжает на несколько месяцев, но в этом году из-за коронавирусных ограничений не сложилось, пришлось скорректировать маршрут на несколько недель.
Денис ездит один. В этом году с ним выехал знакомый, но не выдержал холмистой дороги и через день свернул на более легкий путь. Одиночество Дениса не пугает. По его словам, он спокойно мог бы провести в изоляции до двух недель. У него есть небольшой канал в Telegram - “Денчик поехал”. Там он выкладывает фотографии и видео из своих путешествий.
«Если бы я что-то хотел сказать, это была бы пустота. Всё, что я бы не сказал - это пустота, потому что она у меня в голове».
- Зачем ты поехал впервые? Зачем ездишь сейчас?
- Чтобы получить чувство максимальной отрешенности. Во время езды мыслей нет. Мне нужна пустота в голове. Так я могу её получить. Когда ты переезжаешь через перевал, ты можешь думать только о том, в какой точке ты, и в какую точку тебе надо. Ты уже не можешь вернуться назад - впереди один перевал, а позади - два.
- Медитативный процесс. Не думал, что духовно ты близок буддистам?
- Нет.
- Чем отличаются несколько месяцев на велосипеде от нескольких месяцев медитаций?
- Внутренним наполнением.
- Внутренним наполнением чего, если это дает пустоту? Важно, как именно ты её достигаешь?
- Думаю, важно. Я не буддист, потому что у меня в голове вот этот “западный буддизм” - штампы с настоящего. Я стремлюсь к пустоте, при том что считаю, что стремление есть грех. Может, как-то по-другому это описать надо?
- Получается такая смесь восточной и западной философии. Как думаешь, какой строй или религия был бы тебе ближе?
- Я же на самом деле - большой традиционалист. Мне нравятся, например, дагестанцы. Но на это у меня воли не хватает. Думаю, моё - это что-то протестантское. Может быть, Польша.
- Странно, что у тебя не хватает воли, ты же ездишь в достаточно тяжелые путешествия. Они не закаляют?
- Когда ты едешь на какие-то сложные тропы, тебе кажется, что там будет тяжело. Но когда ты их проезжаешь, ты просто понимаешь – вот, я это сделал. И ничего такого, а хочется какого-то катарсиса. Самым настоящим было бы поехать совсем без денег. Деньги убивают элемент случайности. Когда они есть, я всегда знаю, что могу решить любые проблемы, в любой момент могу улететь домой.
- Когда ты в первый раз поехал в какое-то масштабное путешествие?
- В первый раз в 2017-м году. Я поехал в Китай. Хотел автостопом, но в итоге пересел на поезда, потому что просто не вывез китайский автостоп. Ты останавливаешь машину, китаец тебя не понимает, потому что не знает английский, ты китайца не понимаешь, потому что не знаешь китайский, русский он тем более не понимает. А так - там дешевые поезда, по цене русского плацкарта. Там и пить можно, и курить. Сидишь там с китайским пролетариатом, пьешь с ними, куришь, они угощают тебя протухшими яйцами… Ну, это нормально, они их там едят.
- А их сидячие поезда похожи на наши?
- Нет, скорее, они похожи на электрички. Ну, современные которые. Они в Саратове даже есть. Четыре, по-моему, состава. Новые такие. Там по три места в ряд. Сидите, как на лавке. Есть шанс, что если остальные двое выйдут, ты там даже поспать сможешь. Ну, ещё под лавкой спать можно. Ещё один вариант – пойти в тамбур. Это надо делать самым первым, пока не забили всё вещами. Спальник кидаешь на пол. Садишься, прислоняешься к одной стене, ноги закидываешь на другую стену – и вот так сидишь. Там все курят, правда. Провоняешь сильно.
- Как там с коммуникацией вообще?
- Английского никто почти не знает, но все постоянно пытаются тебе помочь. Вот когда я только приехал, ко мне на вокзале подошел какой-то мужик. Мы пошли к нему. Он, как я понял, предложил мне секс, но я сказал, что нет, товарищ, не сегодня. И мы просто пошли с ним в компьютерный клуб. Сидели там, разговаривали про мусульман. Он сильно удивился, что у нас их так много. Я рассказывал ему про Закавказье, Таджикистан – про все те страны, в которых я тогда ещё не был. Ну, в общем, китайцы всегда не прочь поговорить с белым.
- Как ты пришел к велосипеду?
- Да вот, собственно, как раз в Китае. Когда пытался там автостопить, понял, что на велосипеде намного удобнее было бы. Потом приехал в Россию, поработал, накопил на нормальный велосипед, всякие стартеры. И поехал. В 2018-м хотел вообще в Иран, но не понравился я им там, визу не дали, а может быть я просто документы криво заполнил. В итоге я попал в Турцию, из Турции – в Азербайджан, через Грузию и Армению – в Дагестан, а там уже – на поезде в Саратов.
Вообще, дагестанцы – прекрасный народ. Чеченцы – тем паче. Кавказ для туриста – это Мекка, потому как там можно увидеть нечто абсолютно иное, познакомиться с абсолютно другими людьми. Ну, так как я социофоб, особо с кавказскими семьями я не контактировал, но запомнился один момент, когда я переезжал из Калмыкии в Дагестан, там первый город, который попался, - Кочубей, и я захожу в магазин, купил там много еды недешевой. Там был мужчина, который хлеб раскладывал. И вот, когда я выходил, он просто так всунул мне буханку хлеба и две булки. Это так меня поразило! Я не выглядел, как бедный. Накупил там рублей на 500 всякой бесполезной еды, типа конфет. И он всё равно всунул мне этот хлеб.
- Кстати, у тебя на канале как раз было про то, что там народ более дружелюбный.
- Да. Ну, в принципе, это очень заметно, когда ты выезжаешь из России куда-нибудь на Кавказ или в Среднюю Азию, там люди более открытые. Например, когда я ехал из Казахстана в Саратов, со мной заговаривали всего два или три раза. Когда я вставал где-нибудь, на меня смотрели, но не спрашивали, кто я, откуда, где и почему. В то время как в Казахстане, Узбекистане, Киргизии я не мог себе позволить такого. Обязательно кто-нибудь спросит: о, а ты турист, не турист, что вообще тут делаешь? Это приятно, но утомляет жутко. Представляешь, у тебя 50 раз в день спрашивают одно и то же. Поэтому я всё-таки старался поменьше у кишлаков останавливаться. Не только поэтому, ещё потому, что там детей очень много, и они всегда набегают к тебе. Ещё забавно наблюдать, как дети намаз делают. Им лет шесть и они такие: о, время намаза. Ну, и вообще религиозный туризм – интересная штука. Я сам не придерживаюсь никакой религии, но ислам, например, мне очень интересен. Ну, вообще, мне сложно во что-либо верить. Не знаю, почему. И это интересно, многие путешественники проповедуют какое-то вселенское добро и так далее. Но, как мне кажется, все они просто шизики.
- Ты знаком с кем-то из них?
- Да, конечно. Их много, на самом деле. В день по 50-100 штук их видел. С некоторыми ты пересекаешься, вы едете в паре-тройке, кто-то навстречу едет. Ну, и опять же, диалоги достаточно однообразны: привет, кто, откуда, куда едешь, как там дальше дорога? Ничего интересного.
- Кстати, насчет дорог. Как с ними обстоит дело?
- Я немного ездил по России, но, например, Самара – Саратов через Пугачев – это ужасная дорога, в то время как в Казахстане строят очень много новых дорог, это всё автобаны, часть платные, часть бесплатные. Это не очень удобно, потому что автобаны, в основном, огибают населенные пункты, и чтобы купить поесть, приходится делать крюк в 10-20 километров. В Таджикистане – это новые дороги, их немного, но те, которые есть, – все хорошие. В Киргизии дороги, в целом, хорошие.
- А сколько времени нужно на подготовку?
- Да нисколько. Любой человек может начать понемногу ездить. 30 километров, 40, 50, 100. Я перед тем как в мае прошлого года поехать, несколько раз по 100 километров вокруг Саратова проехал и нормально.
- Сколько денег нужно на все это?
- Не очень много. Я знаю людей, которые на 3-4 тысячи в месяц ездят. У меня это обычно 6-7 тысяч, но если только не останавливаться часто в городах – там и за день может тысячи 2 уйти. Вообще, тратить по минимуму можно. Если ты достаточно коммуникабелен, то тебя и накормят везде бесплатно, и переночевать в принципе можно, даже чинили мне велосипед пару раз бесплатно. Один раз в Таджикистане спросил у местного жителя, где тут хлеб купить, а он мне просто так вынес огромную буханку хлеба. Там вообще хлеб не продают, все сами его пекут. Рядом стояли иностранцы какие-то, они сказали, что подумали сначала, что он мне пиццу вынес.
Кстати, русскоговорящему намного проще, чем другим. Всё-таки большая часть населения знает русский язык – многие на заработки в Россию ездят, дети даже в школе русский учат. Насчет заработков – это достаточно страшная штука. Разговорился как-то раз с одной семьей. Мне показывают маленькую девочку, лет пяти, и говорят: а вот она отца никогда не видела, он на заработки в Россию уехал ещё до её рождения. Страшно.
- Там же много детей. Наверное, ты был им очень интересен.
- Дети в Киргизии почему-то очень любят кричать «hello». Не знаю почему. Похоже на соревнование, кто громче крикнет «hello». Вообще, достаточно неловко бывает, когда останавливаешься там, и подбегают дети. Просят шоколад, конфет, денег. В такие моменты действительно ощущается разница в уровне жизни. Просто понимаешь, что ты можешь иногда за пару дней потратить столько, сколько весь кишлак за месяц не истратит.
И в то же время их деревни зачастую выглядят куда опрятнее деревень в той же самой Саратовской области, а дети никогда ничего не требуют, им в первую очередь хочется просто пообщаться. Вопросы достаточно однообразны, азиаты всё-таки не отличаются оригинальностью. В их глазах ты всегда выглядишь странно. У них достаточно патриархальный образ жизни. Какие велосипеды? Жена, дом, пятерых детей растить надо. Многие живут без электричества, воды. Меня, кстати, привлекает такой образ жизни. Не знаю почему. Как-то это по-настоящему.
- Ты пробовал там национальную кухню?
- Да нет практически, я не гурман. В Китае один раз меня лапшой угостили. Я ел шурпу – таджикский суп с мясом и картошкой. Вообще, ничем особо не отличается от обычного мясного супа. Шаверма везде одинаковая. Вот хлеба много ел. Самый вкусный – в Турции. Очень люблю свежий горячий хлеб, в Турции он просто идеальный был.
- Есть у тебя какие-то любимые маршруты?
- Да не знаю, мне горы нравятся. В Саратове, к сожалению, нет гор, так что приходится ехать куда-то: Кавказ, Памир, Уральские горы, Карпаты. В среднем, такой маршрут 3-4 месяца занимает. Южный Урал, кстати, - очень интересная дорога. Там невысокие горы, но дорога неплохая, и оно того стоит. Вообще, ехать по степи – это скучно, никакого удовольствия. Две тысячи километров едешь, и ничего не меняется. Хотя, это бывает прикольно – осознавать себя маленькой точкой на огромном пространстве.
- Кстати, расстояния же очень большие. Ты не чувствуешь себя одиноко?
- Да нет. Когда ты едешь, никогда не чувствуешь себя одиноко. В городе я могу себя так чувствовать. Иногда я просто сижу дома и ничего вообще не делаю. А когда ты едешь, ты занят хоть каким-то делом – крутишь педали.
- Пустыни-степи. Там же очень жарко. В прошлом году ты выехал в мае и вернулся осенью. Несколько месяцев по жаре. Тяжело?
- Мне везло. За все четыре месяца было жарко от силы 5-6 дней. В жару ехать нормально, вот останавливаться вечером – тяжело. Не можешь уснуть до 12 – часу ночи, духота ужасная. Ты лежишь, чувствуешь, что всё вокруг тебя мокрое. Ждешь часа ночи, когда наконец-то будет прохлада эта, когда заснуть можно будет спокойно. Холодно, кстати, тоже не было. Хотя, в конце мая было достаточно холодно. В Уфе купил спальник потеплее, и нормально стало. Но до Самары я четыре дня ехал и очень сильно мерз – из-за этого проблемы с коленями начались, недели две болели потом.
- Кстати, насчет ночевок. Это чаще хостелы или палатка?
- Ну, в хостелах я редко останавливаюсь. Могу раз в неделю остановиться. Остальное – в палатке.
- Когда едешь надолго, много приходится с собой брать?
- Ну, рюкзак весит килограммов 15, зависит от твоих потребностей. Конечно, чем меньше еды берешь – тем меньше рюкзак весит. Обычно беру консервы какие-нибудь – тушенку, например. Каши какие-то. Вообще, я согласен с большинством. Гречка – действительно самое удобное, что можно взять в дорогу. Её даже можно просто обычной водой, не горячей, залить. Самое главное – это конфеты и шоколад – быстрые углеводы. Я вообще не обедал. Только завтрак и ужин. А в течение дня нормально сладкое есть, просто чтобы силы были.
- Долгое время в дороге, летом – особенно, и редко останавливаешься в хостелах. В плане личной гигиены как справляешься?
- Ну, лично я, в силу комплекции, не сильно потею, поэтому мне достаточно легко. Могу спокойно не мыться где-то месяц. Вообще, всегда можно сделать себе походный душ в виде бутылки с дырочками, или намочить полотенце, или просто влажные салфетки использовать. Но вот длинные волосы – самая неудобная штука. Помыть их в холодной горной реке, конечно, можно, но фена-то нет, так что не очень приятно. Обычно я их прячу куда-нибудь под кепку, где они благополучно спутываются. Вообще, в один момент просто перестаешь чувствовать, что ты грязный. Просто покрываешься коркой пота, и становится всё равно.
- В этом году путешествие вышло коротким, что думаешь насчет следующего?
- Надеюсь, следующий год будет куда более плодотворен - либо Латинская Америка, либо вокруг Черного моря со стартом из Петербурга и Прибалтики, либо Китай и ЮВА от Алматы с возвратом через Дальний Восток.
Вообще, очень хотелось бы в кругосветное путешествие съездить. Из Саратова в Лиссабон, оттуда – на самолете в США, там в Мексику, из Мексики – в Аргентину, после из Чили улететь, возможно, в Австралию, ЮАР или Сингапур. Далее – через Индию, Пакистан, Иран проехать в Азербайджан, оттуда в Казахстан, въехать в Китай, там до Шанхая, потом Владивосток и через Монголию там, Байкал – в Саратов. Правда, что делать потом – я не знаю. Когда ты хочешь посвятить свою жизнь путешествиям, ты должен понимать, что дорог в мире ограниченное количество.
Дарья Васенина
Последние новости
вчера 17:45 На железнодорожном вокзале Саратова переместили пригородные билетные кассы- вчера 17:24 21 тонну подозрительных сухофруктов не пустили в Саратовскую область
- вчера 17:12 Роман Бусаргин наградил многодетных матерей Саратовской области
вчера 17:00 Балаковский водитель лишился машины, части дохода и свободного времени за пьяное ДТП
вчера 16:48 В саратовском кинотеатре "Победа" пройдет концерт ко Дню матери- вчера 16:37 В Энгельсском доме-интернате за полмиллиона обслужат террариум
вчера 16:14 Саратовские выходные: куда сходить на выходных
вчера 16:00 В Саратове начато расследование после гибели женщины под остановочным павильоном
вчера 15:52 Почти полмиллиона животных защитили от бешенства в Саратовской области- вчера 15:45 В Солнечном во вторник отключат воду
- загрузить еще