Saratovnews
«Стороны претензий не имеют». Сработает ли такая оговорка
Сотрудники подписывают шаблонные акты приема-передачи, в которых почти всегда есть оговорки, что у сторон нет претензий по товару, работе, услуге, оплате. Когда выясняют, что товар некачественный, работы выполнили не полностью, контрагент заплатил не всю сумму, идут в юротдел. Защитит ли оговорка контрагента и какие доводы заставят его исполнить свои обязательства, узнаете из статьи. Читайте, как на эти вопросы отвечают судьи в спорах по исполнению договоров.
По договору подряда
Если заказчик акт приемки работ подписал, это не лишает его права представить суду возражения по объему, качеству и стоимости работ.ВАС Суды применяют эти разъяснения ВАС не только к отношениям, которые возникли из договоров строительного подряда, но и к иным работам.А40
Суды подтверждают: оговорка об отсутствии претензий и замечаний в акте, который подписали по результатам приемки выполненных работ, не имеет юридической силыА40-1 и не лишает заказчика права представить суду возражения по качеству работ.А45 Если ответчик сошлется на такую оговорку сторон в акте приема-передачи работ и попросит на этом основании отказать в исковых требованиях, суд ее отклонит.
Пример: стороны заключили договор подряда на разработку проектной документации. Подписали акты выполненных работ, где указали, что работы по договору выполнены в полном объеме, надлежащего качества, претензий по исполнению договора друг к другу нет.
Заказчик оплатил только часть работ, подрядчик обратился в суд с иском о взыскании долга. Заказчик подал встречный иск о взыскании неустойки за просрочку выполнения работ.
Первая инстанция удовлетворила оба иска. В апелляционной жалобе подрядчик заявил, что оговорка в акте приемки работ о том, что стороны друг к другу претензий не имеют, — основание отказать во встречном иске.
Апелляция не согласилась и поддержала нижестоящий суд. Указала: если следовать логике подрядчика, он тоже не должен иметь претензий к заказчику по оплате, однако иск заявил. Формулировку в акте об отсутствии претензий суд отнес к объему и качеству выполненных работ.
Следовательно, если заказчик подписал оговорку, что у него претензий нет, он все равно вправе заявить в суде возражения, но должен представить доказательства их обоснованности.А42 Аналогично оговорка об отсутствии претензий не помешает надлежащим образом выполнившему работы подрядчику обратиться в суд и потребовать оплату за них. То есть такая оговорка не спасет должника-заказчика от того, что с него взыщут долг за выполненные и принятые работы.А12
Суды указывают, что подписание акта по результатам выполнения работ без замечаний и возражений не подтверждает, что стороны полностью исполнили обязательства по договору.
Стороны переоценивают юридическую силу оговорки о том, что у них нет претензий друг к другу
Пример: заказчик указал в акте приемки, что у него нет претензий относительно качества работ. Он оплатил работы, но экспертиза впоследствии выявила их недостатки. Заказчик потребовал от подрядчика через суд устранить недостатки. Суды иск удовлетворили. Факт того, что работы по договору приняли без замечаний, без учета специфики предмета договора, конечной цели заказчика и профессионального статуса подрядчика, не лишает заказчика права представить возражения по качеству работ. Недостатки не были очевидными, заказчик узнал о них только когда получил результаты экспертизы.
По договору возмездного оказания услуг
Если в акте приема-передачи оказанных услуг есть оговорка об отсутствии претензий, это не свидетельствует, что у стороны вообще нет претензий к качеству услуг. Так считают суды, которые рассматривают требования заказчиков относительно некачественно оказанных услуг.
Суды применяют разъяснения ВАС о строительном подряде по аналогии и указывают, что подписанный без замечаний акт приемки не мешает заказчику заявить в суде возражения по качеству, объему и стоимости оказанных услуг. Также отмечают, что факт расторжения договора и содержание оговорки об отсутствии взаимных претензий в соглашении о расторжении не освобождает сторону договора от оплаты услуг, если их оказали.
По договору поставки
Стороны договора поставки вправе включить в акт приема-передачи товара условия, что у продавца нет претензий по срокам и размеру внесенных платежей, а у покупателя — по срокам поставки товара и его качеству. Это может не соответствовать действительности. При поставке могли допустить просрочку, несвоевременно или не в полном объеме оплатить товар, а товар привезти некачественный. Поэтому включать в текст оговорку об отсутствии претензий бессмысленно.
Если подписали акт без замечаний, это не значит, что все исполнили
Суды указывают: фраза из акта приема-передачи, что у покупателя претензий относительно сроков поставки нет, еще не свидетельствует, что долг по неустойке покупатель простил. Прощение долга — это когда кредитор освобождает должника от его обязанностей, в том числе от уплаты неустойки.
Пример: стороны заключили договор поставки. Поставщик привез товар позже срока, который указали в договоре. Покупатель направил претензию с требованием оплатить неустойку за просрочку. Поставщик отказал, так как исполнительный директор покупателя подписал акт приема-передачи с оговоркой, что стороны не имеют претензий друг к другу по оплате и срокам поставки.
Покупатель обратился в суд. Две инстанции его поддержали. Общие формулировки об «отсутствии претензий» не освобождают сторону договора от конкретных обязанностей, которые вытекают из договора. Ссылка поставщика, что формулировка «не имеет претензий» лишает покупателя права на взыскание неустойки, — несостоятельна и противоречит основным принципам гражданского права.
Доводы поставщика, что покупатель принял товар без замечаний, не могут исключать того, что поставщик просрочил исполнение своего обязательства. То, что покупатель принял товар с просрочкой, не лишает его права требовать неустойку в соответствии с договором.
По договору поставки самое важное обязательство поставщика — передать товар надлежащего качества, который покупатель может беспрепятственно использовать в заранее предполагаемых им целях. Покупатель в процессе приемки товара может не заметить его повреждение и другие недостатки, не сообщить своевременно о них поставщику.
Суды подтверждают: даже если покупатель принял товар без замечаний, он вправе представить возражения относительно его качества. Если покупатель не указал в акте претензии, это не свидетельствует о том, что покупатель признал надлежащее исполнение продавцом обязательств.
директор ЮБ "Аргументъ" http://pravo-rus.com/
член Общественной палаты МО "Город Саратов"
председатель Бюро по защите прав предпринимателей
Саратовского регионального отделения ОПОРА РОССИИ
Андрей Ларин
использованя материалы журнала "юрист компании"
Последние новости
11:21 ЗОЖ: Саратовская область не попала в 20-ку лучших- 11:08 В Энгельсском районе два водителя пострадали в разбившихся "Ладах"
- 10:52 В Юрише до полуночи отключили воду
- 10:14 Девушка погибла и четверо пострадали в ночном ДТП у Ивантеевки
- 09:59 В Аркадакском районе из-за короткого замыкания горел дом
- 09:29 Мальчик погиб под колесами внедорожника у саратовского поселка
- 08:55 В Калининске на пожаре погиб мужчина
06:06 Саратовскую область накроет мокрым снегом- вчера 16:52 В Марксе водитель выстрелил в другого
вчера 15:57 Саратовцев предупредили о схемах мошенничества в сезон распродаж
- загрузить еще