01 июня 2022 15:15

МК в Саратове

Уроки письма

Уроки письма

Учителей саратовских школ пообещали освободить от бумажной нагрузки

Тот факт, что вместо подготовки к урокам педагог должен заполнять многочисленные отчёты, учебно-методическую и иную документацию, известен давно. За последние годы было несколько попыток освободить школьных преподавателей от «бумажного рабства». Но особого успеха они не имели. На прошлой неделе депутаты Госдумы РФ и Совфеда решили предпринять ещё одно усилие, чтобы школьные учителя могли заниматься своей непосредственной работой.

 

Отчётная работа

Комитет Государственной думы по просвещению, Министерство просвещения и Федеральная служба по надзору в сфере образования изучили опыт работы педагогов в 36 странах. И оказалось, что российская система образования среди них — самая забюрократизированная. Как сообщает «Парламентская газета», педагоги сегодня вынуждены готовить до 49 различных документов и отчётов. Народные избранники напомнили, что указание уменьшить нагрузку на учителей ещё семь лет назад давал президент Владимир Путин, но ситуация не сдвинулась с места, а только ухудшается.

Для того чтобы решить проблему, сенаторы и депутаты внесли в Госдуму РФ законопроект, который будет регламентировать перечень обязательных отчётов. Документ планируется рассмотреть в весеннюю сессию.

— Если раньше была бумажная нагрузка на педагогов, то теперь — цифровая, — говорит Сергей Харьков, директор средней школы села Камышки Александровогайского района Саратовской области. — Скажем, если в прежнее время министр образования РФ издавал распоряжение, то к нам оно попадало не сразу, а спускалось по бюрократической лестнице. Сейчас же любой приказ тут же доходит до школы, и администрация учебного заведения должна своевременно реагировать. В нашей почте ежедневно масса распоряжений, документов из различных инстанций, и их как минимум нужно прочитать. Исполнить всё полностью не всегда получается, поскольку, к примеру, в нашей сельской школе за последние несколько лет уменьшилось число штатных специалистов. Мы ожидали, что цифровизация сократит время работы с документами и оптимизирует его, но в реальности получилось так, что теперь загружены все сотрудники школы — как административные, так и педагогические. А чем больше времени учитель будет заниматься делами, которые не относятся непосредственно к проведению урока, тем меньше знаний он сможет дать своими ученикам, поскольку у него просто не хватит времени на то, чтобы самосовершенствоваться, развиваться, что-то читать. Школьные педагоги сильно загружены анкетами, отчётами, вебинарами, курсами. Хотя ещё известный советский педагог В. А. Сухомлинский говорил, что «важнейшее условие духовного роста педагога — это прежде всего время — свободное время учителя. Пора понять, что чем меньше у учителя свободного времени, чем больше он загружен всевозможными планами, отчётами, заседаниями, тем больше опустошается его духовный мир, тем скорее наступит та фаза его жизни, когда учителю уже нечего будет отдавать воспитанникам».

 

Дневник в дубль

— В последние годы педагогов немного от бумажной работы освободили благодаря деятельности профсоюзов образования, — рассказывает Ольга Ереклинцева, директор школы села Елшанка Воскресенского района Саратовской области. — Но теперь вся нагрузка легла на плечи завучей, которые просто не выдерживают огромного вала отчётов, анкет, заполнения таблиц и прочее. Им очень тяжело. Более того, из-за бумажной работы завучам некогда посещать уроки, заниматься анализом мероприятий. Вместо этого они бесконечно заполняют всевозможные мониторинги, нужные и ненужные. У педагогов тоже есть отчётная нагрузка, хотя она всё-таки меньше. Но есть и другие проблемы. От нас требуют заполнения электронного дневника. Однако не во всех сельских школах интернет хорошо работает: в нашем районе, к примеру, через раз. В итоге учителю приходится выполнять двойную работу: вести электронный дневник, когда работает интернет, и дублировать бумажный дневник. Но будем надеяться, что эта проблема всё же будет решена.

Автор: Ирина Лихоман

Фото: Игорь Чижов