12 июля 2023 11:34

МК в Саратове

Эксклюзивный инклюзив

Эксклюзивный инклюзив

В Саратовской области не хватает коррекционных школ

Согласно федеральной статистике, основной причиной детской инвалидности в России считаются психические расстройства. По данным Минздрава РФ, более десяти лет первое место среди причин детской инвалидизации занимают психические расстройства, второе — заболевания нервной системы, третье — врожденные аномалии развития. В Саратовской области более 2 тысяч детей страдают психическими расстройствами, их численность продолжает расти.

В конце 2022 года на брифинге в региональном миздраве было озвучено, что за последние три года количество детей-инвалидов с психическими расстройствами увеличилось на 100-200 человек. Если десять-пятнадцать лет назад на приём к реабилитологу приводили одного малыша с расстройством аутического спектра, то сейчас таких детей не менее десяти. Врачи Детского центра медицинской реабилитации отметили, что цифра ребятишек с психическими расстройствами занижена, поскольку многие мамы и папы не хотят подавать на инвалидность и не готовы смириться с диагнозом ребёнка.

В конце июня на заседании Саратовской облдумы депутаты, представители минсоца и общественники подняли проблемы в сфере поддержки инвалидов: сложности с закупками, не всегда качественные изделия реабилитации, а также занижение группы инвалидности. Как рассказала «МК в Саратове» Мария Гарина, председатель региональной общественной организации родителей детей с ментальными нарушениями здоровья «Пробуждение», ребятишкам с психическими расстройствами инвалидность не занижают и часто устанавливают бессрочно. Но есть другая проблема — «призрачное» инклюзивное образование и нехватка коррекционных школ.

— Нашим детишкам, как правило, дают бессрочную инвалидность, за исключением случаев, когда сами родители не захотели ложиться в больницу для подтверждения диагноза, — объясняет общественница. — Раньше было сложнее: инвалидность приходилось подтверждать ежегодно, проходить врачей и комиссии, а это очень тяжело с такими детьми. Но есть много вопросов по образованию, к сожалению, инклюзия не прижилась в том виде, в котором её предлагали. Ребятишки с расстройством аутического спектра не всегда могут учиться в общеобразовательных школах. Одни сидят спокойно, сложив ручки на парте, а другие могут быть непредсказуемыми, агрессивными. К сожалению, часто происходит так: мамочка отдаёт ребёнка в обычную школу, но потом его всё равно переводят на домашнее обучение. На дом приходят обычные учителя, а не специально обученные профессионалы, умеющие ладить с такой категорией детей. В итоге на бумаге ребёнок с ментальным расстройством вроде бы обучается, но по факту занятий не происходит. В Саратовской области коррекционных школ катастрофически не хватает. Этой весной мы общались с региональным минобразом, мест в коррекционной школе для ребёнка не было уже в апреле. Родителям сказали: ведите в обычную школу по инклюзии. Но там нет психолога, обученного для работы с детьми-инвалидами. В коррекционных школах имеется целая служба профессионалов, умеющих наладить контакт с учениками. А посмотрите, в каком состоянии здания саратовских коррекционных школ? Старинный жилфонд, новых образовательных учреждений для инвалидов в регионе не строили очень давно.

Автор: Ирина Лихоман

Фото: Александр Лёгкий