23 октября 2024 13:42

МК в Саратове

Дети на выданье

Дети на выданье

Саратовцам запретят брать под опеку более трёх сирот

Необычная для Года семьи инициатива поступила в Совет Федерации. Сенатор Айрат Гибатдинов предложил ужесточить процедуру опекунства. Он выступает за законодательное ограничение: не более трёх детей под опекой для одной семьи. По мнению сенатора, инициатива должна поставить заслон людям, которые берут детей в семью из корыстных побуждений — ради выплат от государства. Однако в Саратовской области число приёмных семей снижается третий год.

В середине октября в правовое управление Совфеда поступили поправки к Семейному кодексу, ограничивающие количество опекаемых детей максимум тремя для одной семьи. Исключение представляется для единокровных братьев и сестёр, а также детей, которые раньше воспитывались вместе. В пояснительной записке к законопроекту, который Айрат Гибатдинов представил «Парламентской газете», говорится, что за последние несколько лет количество преступных деяний, совершаемых по отношению к детям со стороны опекунов или попечителей, не снижается. А нередко основополагающим мотивом взять ребёнка под опеку становятся корыстные побуждения, что противоречит задачам государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству». 

Сенатор приводит в пример случай, произошедший в Ульяновской области. «Ребёнку в приёмной семье строительным степлером протыкали ноги, — рассказал Гибатдинов «Парламентской газете» — Мы с органами опеки, прокуратурой, правоохранителями подключились и добились, чтобы всех семерых детей изъяли». 

Саратовские общественники, работающие с семьями, неоднозначно отнеслись к инициативе, задавшись вопросом, как в случае принятия поправок будут существовать приёмные семьи. 

— Приёмная семья — это вид опеки, но при этой форме приёмные родители (опекуны) получают от государства ежемесячное вознаграждение за свой труд по воспитанию детей, — поясняет Ольга Коргунова, председатель правления детского благотворительного общественного фонда «Савва». — Я знаю семью, где приёмная мамочка воспитала и выпустила 10 детей, сейчас они уже взрослые, приезжают к ней с внуками. И женщина взяла ещё шесть подростков, которых сейчас воспитывает. Человек посвятил этому жизнь, как можно ограничивать? На мой взгляд, нужно прорабатывать новые формы устройства детей-сирот, а не ограничивать уже имеющиеся. Что же касается жестокого обращения с приёмными детьми, то здесь вопрос к органам опеки. Почему не интересовались, не профилактировали? Ведь выявить неблагополучие очень просто: нужно общаться не только с родителями, но и с детьми, оценить во время визита их психологическое состояние. И сразу станет ясно, как с сиротами обращаются. Опять же где гарантия, что и с одним приёмным ребёнком в семье не будут обращаться плохо?

Ольга Коргунова напомнила об инициативе, которая активно обсуждалась несколько лет назад — реформировании органов опеки и попечительства, но так и не была воплощена в жизнь.

Стоит отметить, что в Саратовской области снижается количество приёмных семей. В 2024 году их насчитывалось 339. В 2023-м, согласно статистическому отчёту регионального минобразования, семей было 359 (в семьи передали 800 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). В 2022 году в регионе было 376 приёмных семей. Гражданам передали 827 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2021 году в Саратовской области функционировало почти 400 приёмных семей, им переданы 942 сироты. Становится также меньше усыновлений: в прошлом году жители Саратовской области удочерили и усыновили 38 детей, в 2022-м — 68.

Автор: Ирина Лихоман

Фото: Евгений Кузнецов