18 декабря 2024 10:07

МК в Саратове

Только человек отвечает перед человеком

Только человек отвечает перед человеком

Внедрение искусственного интеллекта в медицине вовсе не отменяет важности человеческого фактора, убежден руководитель МИАЦ

 

Событий в цифровом мире саратовского здравоохранения за уходящий год произошло много. О самых значимых из них корреспонденту «МК в Саратове» рассказал директор ГУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр» Алексей Зубрев. 

— Алексей Александрович, что бы вы особо выделили из произошедшего?

— Одно из самых значимых событий произошло буквально накануне нашего разговора. В Саратовской области был запущен в работу искусственный интеллект на базе платформы «МосМедИИ», позволяющий проводить обработку изображений КТ головного мозга. Искусственный интеллект анализирует изображения компьютерной томографии пациентов с инсультами, ишемией и подобными патологиями. Сейчас уже включен поток, обработка данных проходит достаточно успешно. В некоторых медицинских организациях требуется дополнительная настройка оборудования, но мы в настоящее время прорабатываем все вопросы, чтобы максимально охватить исследования.

В рамках пилотного проекта «Цифровой ФАП», направленного на обеспечение дистанционного мониторинга состояния здоровья пациентов с болезнями системы кровообращения и сердечно-сосудистыми заболеваниями, в селе Синенькие была отработана методология: подходы к лечению пациентов, действия фельдшеров и других медработников. Немаловажным было и понимание самой клинической картины, насколько это действительно полезно людям. Для граждан преклонного возраста такая система удобна еще тем, что их дети или законные представители смогут контролировать получение необходимых лекарств.

В этом году ради чистоты эксперимента проект был запущен сразу в нескольких районах области. Практически на каждом ФАП, участвующем в проекте, были определены группы пациентов, примерно по 30 человек, для дистанционного наблюдения за состоянием здоровья. Им были предоставлены «персональные медицинские помощники», участники постоянно были на связи с фельдшерами, вносили показания мониторинга в своем личном кабинете на портале, часть информации поступала от «персональных медицинских помощников» в автоматическом режиме. Все это происходило под строгим контролем и наблюдением специалистов СГМУ. 

Что показал этот эксперимент? То, что люди в течение нескольких месяцев достигли целевых показателей состояния здоровья, стали чувствовать себя более комфортно, остались довольны тем, что гораздо реже стала возникать необходимость обращаться к врачам. Количество вызовов «скорой помощи» не просто сократилось — их вообще не было в испытуемый период. В целом эксперимент показал, что если следить за своим здоровьем, это приносит отличные результаты.

Замечу, что в рамках проекта нашим пациентам была предоставлена возможность консультаций, в том числе с помощью телемедицинских технологий, со всеми необходимыми узкими специалистами, а также получение лекарственных препаратов бесплатно.

Но мы на этом не останавливаемся, и сегодня уже намечены следующие мероприятия, требующие отдельных проработок. Как следствие, встает вопрос автоматизированной обработки получаемых данных от «персональных медицинских помощников», поскольку медицинский персонал просто не справится с потоком поступаемой информации.

Также необходимо решить вопросы информационной безопасности: в частности, защиты данных, которые поступают от «персональных медицинских помощников». Мы эту тему уже обсудили со специалистами федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК), поскольку проблема действительно серьезная: принимать в одиночку на себя такой груз ответственности для медицинских организаций нереально, так как может привести к негативным последствиям, чего мы допустить не в праве. 

— Насколько я знаю, буквально на днях дан старт еще одному значимому проекту.

— Действительно, несколько дней назад в рамках проекта «Первый электронный рецепт» мы запустили сервис, позволяющий выписывать электронный коммерческий 

(не льготный) рецепт. Наши врачи уже прошли обучение по работе с данной системой. Перечень аптек, которым будет доступен данный сервис, будет расширяться. В том числе рассматривается возможность подключения к сервису аптечных пунктов в фельдшерско-акушерских пунктах. Да, назначение врач не сделает без очной явки, но для получения необходимого лекарства в дальнейшем пациенту потребуется лишь смартфон. Также заочно, на основе показаний о состоянии здоровья пациента от «персональных медицинских помощников», можно будет проводить корректировку лечения. 

Есть еще одна цель, которую мы преследовали: обеспечить непрерывный мониторинг здоровья пациента. В случаях, когда пациент получает высокотехнологичную помощь в медицинских организациях в городе, а по факту проживает в отдаленных населенных пунктах, он иногда, можно сказать, теряется из поля зрения медицинской организации. Человек уезжает по месту жительства, принимает назначенные ему лекарственные препараты и зачастую просто перестает обращаться к врачу. А на деле просто теряется, поскольку у наших медработников пока нет возможностей для столь расширенного мониторинга состояния пациента. И если человек будет включен в программу дистанционного мониторинга в рамках, например, каких-либо реабилитационных мероприятий, он уже не потеряется. Потому что к лечащему врачу в автоматическом режиме будет постоянно поступать информация о состоянии его здоровья, что позволит своевременно скорректировать лечение, назначить необходимые консультации, исследования.

Все мы прекрасно понимаем, что цифровизация, которая приходит в здравоохранение, не является отдельным направлением. Она обязательно идет параллельно с определенными организационными мероприятиями. И прежде чем автоматизировать те или иные процессы, создать регистры для мониторинга и прочее, мы этот вопрос должны тщательно проработать организационно. Потому что все это ведет в первую очередь к сокращению временных издержек для пациента.

— А как обстоят дела с проектом, касающимся записи к врачу?

— Проект практически готов. Напомню, что создан он был по инициативе министерства здравоохранения Российской Федерации в рамках 38-го инцидента, который так и называется «Запись на прием к врачу».

Однако узкими рамками этот проект не ограничивается. Также он подразумевает под собой перераспределение функций врача на средний медицинский персонал и прочий немедицинский персонал. Что позволит врачу значительную часть своего рабочего времени уделить непосредственно пациентам.

У нас, к слову, есть уже в этом вопросе свои передовики, внедрившие цифровые технологии, упорядочившие расписание приема и прочее. Это привело в конечном счете к тому, что внедренные сервисы начинают помогать в высвобождении столь дефицитного кадрового ресурса. Так было сделано, например, в Духовницкой районной больнице, в Саратовской городской межрайонной поликлинике № 1 (СГМП № 1) и еще нескольких медицинских организациях Саратова.

Также вышеназванный проект предусматривает создание в регионе единого колл-центра, где пациент сможет записаться на прием не только общаясь с живым оператором, но и используя голосовой помощник.

Я считаю, что это очень перспективное событие в плане дальнейшего развития. В частности, разрабатывается возможность отправить в электронном виде претензии к тому или иному специалисту — информация поступит непосредственно к главному врачу для рассмотрения. 

— В продолжение темы: насколько успешно осуществляется переход медучреждений на электронный документооборот?

— Это достаточно мощное направление, которое со временем будет только развиваться. Его основная цель: полностью отказаться от бумажных носителей, в первую очередь от бумажных медицинских карт пациентов. Это позволит людям при необходимости свободно передвигаться от одной 

медорганизации к другой. Пока мы ограничиваемся рамками нашего региона, но впоследствии, безусловно, границы будут расширены до масштабов всей страны.

В настоящее время к нашей медицинской информационной системе подключились более пятидесяти частных медицинских организаций.

— Расскажите, пожалуйста, насколько успешно идет внедрение искусственного интеллекта по системе поддержки принятия врачебных решений?

— Программа показывает неплохие результаты по части выявления настороженности либо обострений заболеваний, склонности пациента к тому или иному заболеванию. Анализируются также назначения врача, полнота оказания услуг, предоставляется информация для назначения дополнительных исследований для установления более точного диагноза и так далее.

И раз уж мы заговорили о лекарствах. В рамках программы мероприятий по льготному лекарственному обеспечению министром здравоохранения перед нами поставлена задача обеспечить прозрачный мониторинг обеспечения льготными лекарственными препаратами пациентов. Изменения не будут являться препятствием для выдачи препаратов, а также помогут более эффективно планировать закупки лекарственных средств.

— Алексей Александрович, а что вас как человека, отвечающего за цифровизацию и внедрение искусственного интеллекта в систему здравоохранения региона, особо впечатлило на недавнем московском конгрессе «Информационные технологии в медицине»? 

— Все увиденное впечатлило. В частности, достаточно большой перечень существующих искусственных интеллектов, и медицинских и немедицинских. Многое уже сегодня хотелось бы внедрить в нашем регионе.

Однако я твердо убежден: все основные решения остаются за врачом. Сам искусственный интеллект не дает заключения о наличии или отсутствии какой-либо патологии, а лишь является помощником врача. Только человек отвечает перед человеком.

 

Материал подготовлен в рамках редакционного проекта "ГОРДОСТЬ ГУБЕРНИИ 2024"

Автор: Вера Шарабандова

фото из архива