16 октября 2018 09:28

Saratovnews

Виктория Федорова: Врачи не против променять Саратов на глубинку

Виктория Федорова: Врачи не против променять Саратов на глубинку

В рамках реализации госпрограммы «Развитие здравоохранения Саратовской области до 2020 года» Минздрав продолжает агитировать студентов-медиков (и не только) за участие в проектах «Земский врач» и «Земский фельдшер», призванных решить проблему кадрового голода в поселковых больницах. Ученикам Саратовского областного базового медицинского колледжа напомнили, что желающим отправиться работать фельдшером или врачом в село причитается соцподдержка в размере 500 тысяч или одного миллиона рублей, соответственно. Однако, многих по-прежнему отпугивает отсутствие в подавляющем большинстве удаленных пунктов интернета, водоснабжения, канализации, дорог и транспорта...

В 2018 году саратовский минздрав обязался устроить по госпрограмме 49 врачей и 15 фельдшеров. Хватит ли предлагаемых ведомством подъемных для того, чтобы регулярно привлекать в глубинку специалистов, которые будут вынуждены отказываться от комфортабельной городской жизни минимум на 5 лет, SaratovNews решил разобраться вместе с медицинским журналистом, работником здравоохранения (6-я горбольница) Викторией Федоровой:

– О данной программе я могу сказать только хорошее. Более того, я сама планировала ей воспользоваться в ближайшие несколько лет – правда, не из желания получить миллион, а из чистого энтузиазма. Я считаю, что данная программа предоставляет очень богатую практику, что особенно ценно прежде всего для молодых врачей. Она дает возможность проявить в полной мере свои силы, знания и умения. И все это, заметьте, на свежем воздухе, при натуральных продуктах, так что пять лет сельской практики пойдут на пользу во всех смыслах. Ну, и обещанный миллион – более чем приятный бонус. Все мои знакомые, уехавшие в село по программе – а у меня есть такие – очень довольны тем, что решились на этот шаг. Миллион они потратили на жилье, которое можно будет продать, даже если после 5 лет практики по тем или иным причинам придется возвращаться в город.

Конечно, бывают люди, которые даже самые благородные начинания умеют превратить в источник наживы. Приезжает, к примеру, в село молодая женщина-врач и, будучи беременной, устраивается по программе в сельскую больницу. Получает подъемные и… уходит в декрет. Потом во второй, а там и оговоренные 5 лет закончились, и она на голубом глазу уезжает с деньгами в город, а сельская больница как была без специалиста, так без него и остается. Или вторая схема: устраивается человек в сельскую больницу, но не в глубинке, а в Саратовском районе, то есть практически в черте города. Полученный миллион тратит на квартиру в Саратове, в деревне не живет, а на работу ездит из города. Но все эти и другие возможные лазейки не делают программу хуже.

Конечно, кто-то скажет: а как же светская жизнь? Кино, театры, парки, народные гуляния и прочие развлечения? Но, как правило, по программе в глубинку едут молодые семьи: два медицинских работника, муж и жена, и маленькие дети. При таком раскладе вообще заскучать некогда, а к тому же, при нынешнем уровне развития телекоммуникаций, полностью оторванным от мира оказаться невозможно. Интернет можно настроить, благо, в нем есть соцсети, так что бояться изоляции не стоит. Конечно, вживую социальные связи придется выстраивать с нуля, а это будет непросто: на селе социум небольшой и сплоченный, и городскому чужаку придется постараться, чтобы стать тут своим. Но это тоже своего рода практика, и весьма полезная.

Отдельным плюсом программы, на мой взгляд, является достаточно широкий возрастной разброс ее возможных участников – до 50 лет. Многим людям в преддверии пенсии будет приятна не только профессиональная востребованность, но и возможность оказаться поближе к земле, покопаться в своем законном саде-огороде. И, кстати, я не исключаю того, что, в связи с поднятием пенсионного возраста, возрастные рамки участия в данной программе также будут раздвинуты.

И среди моих знакомых врачей, и среди знакомых студентов есть немало таких, которые собираются работать на селе по данной программе. Многие студенты и сами из области, и программа дает им возможность не только вернуться в родные места и там полностью профессионально реализоваться, но еще и получить под это дело внушительную сумму. Хотя, конечно, есть и те, для которых и Саратов – город с недостаточным размахом, ну, да Бог им в помощь.

Хочу, тем не менее, отметить: дефицит медицинских кадров на селе эта программа полностью все-таки не закроет. Есть специалисты, которые будут востребованы практически в любом количестве – педиатры, терапевты, врачи общей практики, кардиологи и так далее. А вот хирургу, анестезиологу-реаниматологу в сельской больнице делать практически нечего – все равно в ней нет ни необходимого оборудования, ни прочих условий для их полноценной работы. Ну, не держать же хирурга на ставке, чтобы он вскрывал панариции, постепенно теряя квалификацию.

А в целом мотивационная схема данной программы продумана, на мой взгляд, прекрасно. Конечно, если предаться розовым мечтам, можно вообразить себе командировки на международные конференции и симпозиумы в качестве стимулирующих мер, но мы же понимаем, что это именно мечты. Осуществление оных, кстати, не находится целиком в ведении минздрава. Многое зависит от самих живущих на селе людей – сколько их там живет, навсегда или надолго они там осели и не собираются ли уезжать. Если людей мало, то приходится закрывать отделения и целые больницы – есть какой-то минимум, ниже которого содержание лечебного учреждения со всем его штатом становится нецелесообразным. Чем многолюднее село, тем богаче в нем больница и тем больше в ней специалистов. Так что, дорогие сельчане, государство позаботится о том, чтобы на селе были врачи, а уж вы позаботьтесь, чтобы им было кого лечить.

 

Павел Плотников

Павел Плотников