17 февраля 2021 15:12

МК в Саратове

Она же мать

Она же мать

Четверо детей живут с отцом, но пособия на них получает мать

Если семьи распадаются, дети чаще всего остаются с мамой. Случаев, когда заботу о потомстве после развода полностью берёт на себя папа, немного. Но закон и тогда на стороне матери, даже если она не интересуется судьбой детей и ведёт асоциальный образ жизни. Отцу бывает нелегко убедить чиновников, что он имеет не меньше прав, чем злоупотребляющая спиртным женщина, когда-то родившая ему сыновей и дочерей. Особенно драматичные случаи — в многодетных семьях. В одной из таких ситуаций разбирался корреспондент «МК в Саратове».
Саратовец Юрий Кондратьев — отец четверых детей. Дарье в этом году стукнет 16, Артёму —15, Кате 13, Захару, младшему в семье, исполнится 6 лет. Все дети любят папу и живут вместе с ним в маленьком домике у парка Победы. Как шутит Юрий, прямо под стелой с «Журавлями». Свою маму они уже давно не видели и не знают точно, где она сейчас находится. Впрочем, винить в этом детей не стоит — мама совсем не интересуется, как и на что они живут. 
А живёт семья трудно. Папа Юрий работает слесарем-ремонтником в одном из саратовских вузов. Зарабатывает 15 тысяч рублей — разделите на пятерых. В нашей стране, правда, предусмотрены пособия для многодетных семей. Но дело в том, что получает их… мама. Сыновья и дочери этих денег не видят. Мама, как сказал мне отец, тратит детские выплаты, кроме прочего, на спиртное.
Семейная жизнь Кондратьевых дала трещину давно, ещё лет пять назад, когда младшему ребёнку был всего год. Похоже, алкоголь стал для матери важнее родительских обязанностей. В мае прошлого года она покинула мужа с четырьмя детьми. В сентябре супруги официально оформили развод. Но поскольку родительских прав женщину никто не лишал, она продолжает успешно пользоваться статусом многодетной матери. 
— Несколько лет назад нам, как многодетной семье, находящейся в трудном социальном положении, предоставили хорошую двухкомнатную квартиру в Солнечном, — рассказывает Юрий Кондратьев. — Но заявление на получение жилья писала моя теперь уже бывшая жена, поэтому квартира числится за ней. Мы не можем ни вселиться туда, ни сдавать квартиру в аренду, что приносило бы такой нужный дополнительный доход.
При взгляде со стороны дела Кондратьевых обстоят не так уж плохо. По программе помощи многодетным семьям им выделили участок земли под строительство дома на окраине Заводского района. Но он тоже оформлен на бывшую жену Юрия и фактически бывшую мать его детей. Есть комната в старом доме на улице Мичурина, но и там мой собеседник владеет всего лишь долей собственности наряду с пьющей супругой. К тому же дом находится в аварийном состоянии и жить там вряд ли возможно. Впрочем, недавно одинокий многодетный отец получил квитанцию с указанием причитающейся с него суммы платы за жильё и жилищно-коммунальные услуги по этому адресу. Пришлось доказывать нелепость ситуации в суде. 
Кстати, все субсидии по коммунальным платежам и прочие льготы для многодетных родителей моего собеседника не касаются — ведь у его детей есть мать и помощь по закону полагается в первую очередь ей. 
— Странно, когда родители разводятся из-за того, что отец не хочет выполнять свои обязанности по воспитанию и обеспечению детей, матери нигде ничего доказывать не нужно — и закон, и симпатии всех окружающих, включая должностных лиц, на её стороне, никаких вопросов не возникает, — удивляется папа Кондратьев. — Но когда отец берёт на себя заботу о детях, а мать пускается во все тяжкие, в это не хотят верить. Я не удивлюсь, если моя бывшая супруга ещё и алименты на детей с меня потребует. 
Юрий Витальевич показывает мне письмо ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Волжского района г. Саратова. Оно адресовано директору лицея, где учится старшая дочь Дарья, и датировано 15 ноября 2019 года. Там сказано, что на её маму заведено дело об административном правонарушении — «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних». В связи с этим директора лицея просят представить характеристику ученицы Дарьи Кондратьевой, акт обследования жилищно-бытовых условий семьи и информацию об участии матери в воспитании дочери, а также обеспечить явку мамы на заседание комиссии. История кончилась ничем, мама никуда не пошла и вопрос был снят.  
Начиная с сентября прошлого года, сразу после расторжения неудачного брака, многодетный отец-одиночка стал обращаться во все инстанции, пытаясь добиться хоть какого-то улучшения положения своей семьи. Последнее заявление подано в середине января нынешнего года. Кондратьев написал директору комитета социальной поддержки населения г. Саратова, что его бывшая жена «в воспитании и обеспечении своих четверых несовершеннолетних детей участия не принимает», «не работает и работать не собирается», «пропивает детские пособия». Поэтому он просит перечислять детские пособия на его лицевой счёт. Ответа пока не получил, хотя прошёл уже месяц. 
В том же заявлении Юрий Кондратьев указал, что ранее неоднократно обращался с такой просьбой в подразделение соцзащиты по Волжскому району, но там его проблему решать не стали, хотя прекрасно осведомлены о положении многодетной семьи. 
Как объяснил мой собеседник, в райотделе соцзащиты ему сначала предложили подождать пару месяцев, до тех пор, когда у его бывшей жены кончится срок действия свидетельства многодетной матери. Тогда пообещали детей полностью переоформить на него, чтобы все права автоматически перешли к нему же. Но, видимо, возникли какие-то новые обстоятельства. В очередной раз зайдя в отдел соцзащиты, Кондратьев узнал, что срок действия свидетельства о многодетности пьющей матери продлили и теперь решать любые вопросы можно только в судебном порядке. При этом должно быть установлено и документально зафиксировано фактическое место проживания детей, условия, в которых они находятся, и многое что ещё.  
— Я опасаюсь связываться с судом, — честно признаётся отец двух дочерей и двух сыновей. — Вдруг органы опеки и попечительства решат, что я неспособен содержать своих детей, и заберут их у меня. Я такого не переживу. 
Дети Кондратьевых берут пример не с мамы, а с папы. Как и он, все занимаются спортом. Старшая дочь Дарья — кандидат в мастера спорта по художественной гимнастике, подрабатывает тренером, помогая семье. Артём ходит в секцию дзюдо. Катя играет в волейбол и в баскетбол. 
Все они верят, что справедливость восторжествует и жизнь семьи улучшится. Хочется верить в это и нам. О дальнейшем развитии ситуации «МК в Саратове» будет рассказывать своим читателям. 

Автор: Станислав Орленко

кадр из видео