01 апреля 2013 09:22

Культура

Открылась выставка по мотивам японской эротической повести. Фоторепортаж

В минувшую пятницу в Саратовском художественном музее им. Радищева состоялось открытие выставки офортов японского художника Хироаки Мияяма. Тема графических листов – средневековый японский роман "Гэндзи Моногатари" (X-XI вв.), повествующий о чувственных переживаниях незаконного сына императора, утонченного придворного Гэндзи. 

Начиная с эпохи Хэйан, времени, в которое разворачиваются события романа, японское искусство было посвящено наблюдениям за микромиром живой природы – растениями, насекомыми, птицами. Которых можно увидеть, не выходя из своего сада. Скрупулезно, достоверно выполненные изображения растений во все века присутствовали в японском искусстве, и Хироаки Мияяма овладел техникой их изображения в совершенстве. Традиция закрепила тонкие ассоциативные связи между тем или иным цветком и определенными переживаниями, ситуациями. Таблички с фразами возле каждой картины, описывающие отдельные эпизоды романа, помогают понять эти связи.

Всю "Повесть о Гэндзи" можно свободно пересказать языком цветов. Однако художник включает в свои листы изображения обнаженного тела. У изображаемых нет лиц, мужское тело трудно отличить от женского. Тела тонки, изящны, в глаза бросается их необычная кожа – никогда не знавшая солнечных лучшей, он такая белая, что кровеносные сосуды просвечивают сплошной сеткой и наполняют ее другими красками. В темноте, в свете луны, сияющей из-за занавесок, она видится даже зеленоватой. Это полностью соответствует тому, что пишут искусствоведы об эталонах красоты Хэйана: у смуглых японце очень ценилась светлая кожа, контрастирующая с черными глазами и волосами. Лучше всего белизну подчеркивали оттенки зеленого, и жительницы хэйанских гаремов красили губы темно-зеленым, "как спинка жука", снадобьем. 

Легкая, прозрачная решетка, словно наложенная на некоторые картины, напоминает, что придворные той эпохи, в особенности женщины, редко появлялись под открытым небом. Чаще всего их мир действительно заканчивался на том, что можно увидеть из окна, затянутого тончайшей бумагой на тонкой бамбуковой решетке. 

Выставка продлится до 21 апреля.