23 февраля 2022 17:09

Культура

Рассказы саратовцев войдут в путеводитель по улице Соляной

Рассказы саратовцев войдут в путеводитель по улице Соляной

В Саратове продолжается проект в области современной культуры "История улицы Соляной от волжских пристаней до Московских ворот". Сегодня в рамках проекта состоялась очередная встреча с жителями дома № 27.

Видный общественный деятель Петр Александрович Козлов-Свободин, инженер, артист, руководитель любительских драматических коллективов, писал в 1962 году: "Днями возвращаясь с Набережной, я прошел по Соляной улице и остановился у дома №27, ранее принадлежавший Ситниковым. И стоит этот серый двухэтажный дом с маленькими окнами более ста лет". 

До сегодняшнего времени со стороны улицы дом остается таким же, как и в начале ХХ века. Усадебный ансамбль по адресу: ул. Соляная, 27 в 2001 году внесен в список выявленных памятников истории и культуры Саратовской области.

Рассказывает участник сегодняшней встречи, главный архивист отдела публикаций и научного использования документов Государственного архива Саратовской области, кандидат исторических наук Юрий Степанов:

Вот оно, пространство моего детства. Здесь жила моя бабушка Клавдия Александровна Новикова, для которой никакой улицы Леонова не существовало. Она жила в своем именном мире, где никаких космонавтов близко не было, а была улица Соляная. Она жила здесь, на Соляной, 27, в полуподвале. У бабушки было четыре дочери и сын – мой отец. Все мы занимали эту крошечную площадь, а когда получили квартиры и разъехались, на семейные торжества все равно собирались здесь.

Бабушка Клавдия Александровна, когда ей было 18, вышла замуж за Степанова, моего деда, он на Маяковского был похож. Во время войны в 9-й школе по Соляной был госпиталь, она там работала медсестрой, а после войны – уборщицей. Деда на фронт не взяли по инвалидности, он работал в Заводском районе. Район бомбили прилично, и дед домой почти не приходил. Ел и спал на рабочем месте. И однажды бабушка, будучи очень занятой в госпитале, послала двух дочерей – Валю и Зину, 10 и 12 лет – отоварить карточки. Была огромная очередь, и некая женщина сказала: «Что же вы мучиться будете, давайте я вам отоварю!» Валентина крикнула: «Зина, не отдавай!» Но та, доверчивая душа, отдала. Тётя исчезла вместе с карточками.

Что делать? Месяц только начинался, у бабушки на руках три ребенка. Приехал дед, открепил свои продуктовые карточки и этим семью спас. Он был очень здоровый человек, ему еды не хватало, он опух и в скором времени попал в тот же госпиталь, где работала бабушка. Он уже не говорил, к нему привели жену со старшей дочерью. Он пытался что-то сказать, но не смог, только сжал дочери руку и кивнул: идите. На следующий день он умер.

Бабушку забрали на лесозаготовки. Это была трудовая повинность. А у нее трое детей, младшему – моему отцу – четыре года. Взять с собой можно было только одного. И бабушка забрала с собой старшую дочь. Наверное, думала, что хоть одну дочку вытащит. Сестра Валентина потом рассказывала, что она взяла большой чайник, отдраила его, кипятила воду, остужала и бежала на Пешку продавать воду раненым бойцам. «Кружка – копейка, чайник – красивый, – рассказывала сестра, – бойцы довольно часто покупали. Наберу копеек, куплю поесть и бегу к брату. А потом вернулись мама с Зиной. Как они рыдали от счастья, когда увидели, что мы живы!»

Рассказы бывших жителей дома №27 по улице Соляной Юрия и Людмилы Степановых войдут в путеводитель, который готовится к печати в рамках проекта Дома Гектора Баракки, поддержанного Президентским фондом культурных инициатив.