05 февраля 2025 13:44

МК в Саратове

КАДР-БЛАНШ

КАДР-БЛАНШ

Против травли в саратовских школах будет действовать новый закон

До конца года в стране появится новый закон о борьбе с буллингом в школах. На минувшей неделе законопроект прошел нулевые чтения в Общественной палате РФ. В документе сформулируют понятие школьной травли, а образовательные учреждения обяжут создать службы медиации для раннего примирения конфликтующих учеников. В нововведении разбирался «МК в Саратове».

В 2024 году после каждого получившего огласку факта школьной травли в Госдуме РФ появлялись новые инициативы. Одни депутаты предлагали отчислять из школ учеников-агрессоров, другие — штрафовать родителей. Нашлись и те, кто возложил ответственность за буллинг на директоров школ, замалчивающих конфликты.

В новом законопроекте закрепят понятия «травля» и «организатор травли», а о случаях буллинга школы будут обязаны сообщать в комиссию по делам несовершеннолетних и полицию. Но сам документ будет регулировать случаи, которые не подпадают под уголовную или административную ответственность. Школы обяжут создавать службы примирения, или медиации, в которых будут задействованы не только психологи, но и старшеклассники. Также рассматривается возможность создания таких служб на базе городских социально-психологических молодежных центров.

Однако саратовские эксперты напоминают: подобная практика уже была и успешно реализовывалась в регионах в начале нулевых. Экс-председатель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве Саратовской области Владимир Чернобровкин рассказал, что службы примирения организовывались на базе общественных фондов и организаций. К примеру, в Пермском крае работали муниципальные службы примирения, психологи выявляли школьные конфликтные ситуации на стадии их возникновения и мягко выводили детей из них. В школах Саратовской области был уполномоченный по правам участников образовательного процесса. 

—  Уполномоченного назначали из числа наиболее авторитетных педагогов, затем вокруг него объединялись старшеклассники, заинтересованные родители, — рассказывает Владимир Сергеевич. — Курировал работу только завуч по воспитательной работе. Сначала уполномоченный появился в нескольких школах Саратова, затем в Балакове, Балашове, Энгельсском районе. Хороший опыт был в Энгельсе: местные власти организовали психологический центр из независимых специалистов, которые прикреплялись к школам. Они не подчинялись директору, просто имели учебные часы в образовательном учреждении. Психологи выявляли конфликтных учеников, подключали учителей, родителей школьника, разрабатывали программу работы со сложными подростками. Поэтому хотелось бы, чтобы новый закон опирался на наработанные практики, а не созданные заново. Опять же по своему опыту могу сказать: как только принимается какой-либо закон в сфере образования, сразу вводятся критерии, отчетность, в итоге закон выполняется формально. 

Эксперт считает, что для профилактики травли и конфликтов между учениками должна быть служба школьных психологов. Не один специалист на тысячу учеников, а полноценная служба.

— Есть и еще один нюанс: любая служба примирения, медиации требует расходов, — напоминает Владимир Чернобровкин. — Думаю, в аннотации к новому закону будет указано: реализация не потребует расходов федерального бюджета. Но региональных-то потребует! Значит, в документе нужно указать, с какого года с губернаторов будет спрос за исполнение закона. Иначе есть риск, что исполнение мы увидим только на бумаге. 

Одним из последних случаев травли, получившим огласку, стал инцидент в школе Пугачева. В конце декабря 

2024 года в соцсетях появилось видео избиения мальчика 

11-12 лет — его сняли одноклассники жертвы. 

Автор: Ирина Лихоман

Фото: Игорь Чижов