07 октября 2018 19:00

Saratovnews

Диванный критик: «Тихое место» и «Апгрейд»

Диванный критик: «Тихое место» и «Апгрейд»

Всегда поражает упорство, с которым в Голливуде продолжают искать новые сюжетные ходы. И ведь находят же, что само по себе вызывает уважение. Очередные два фильма – смесь фантастики и ужастика – вполне тянут на оценку «оригинально».

 

«Тихое место», режиссер Джон Красински, в ролях: Джон Красински, Эмили Блант, Ноа Джуп, Милли Симмондс, Кейд Вудворд, Леон Рассом.

Сколько мы уже видели постапокалиптических фильмов. Попробуйте придумать что-то свое в этом направлении, все будет повтором. А вот авторы «Тихого места» придумали. Нашу планету захватили не просто монстры, а монстры, которые чутко реагируют на любой шум. Стремительно прибегают и разделываются с тем, кто его произвел. Потому семья Эбботов живет на ферме, но в абсолютной тишине. Они разработали целую систему знаков, позволяющую обходиться без слов. Семья действует как единый организм. Все ходят босиком. Но без случайностей не обойтись. Повествование начинается с того, что погибает самый младший сын. Шум вызывает игрушечный самолетик в его руках.

Знаю, что авторы фильма только в последний момент решили-таки снабдить молчаливые диалоги героев субтитрами. Думали, что зритель и так все поймет. Но нет, я бы, пожалуй, не понял.

Картина держит в напряжении, которое молчанием главных героев и создается. Взгляды, мимика, ужас, запечатленный на лицах. Хичкок одобрил бы.

Да, вопросы к сценаристам есть. Например, почему монстры слышат падение лампы за много миль, но не слышат дыхание спрятавшегося за дверью человека? Да эти слухачи биение сердца должны улавливать, движение крови по сосудам!

Или вот главный герой показывает сыну, что на естественные шумы монстры не реагируют, то есть вблизи водопада можно спокойно разговаривать. Но тогда почему нужно жить на ферме и бояться каждого скрипа? Почему нельзя построить дом или хотя бы землянку близ водопада? Протянуть провода и запитать их током, как я понял, не стало бы проблемой для главного героя, организовавшего грандиозный фейерверк в полях, когда понадобилось выманить монстра из дома.

А беременность главной героини? После нападения инопланетян (как и что произошло, не объясняют) прошло больше года. Разве разумно планировать рождение ребенка в такое время? Хотя, конечно, бывают и неожиданности…

А храп? Меня жена за ночь несколько раз просит перевернуться на другой бок. Думаю, я бы в первую же ночь погорел. И что же – ни один из Эбботов не храпит?

Другое дело, что во время просмотра на это внимания не обращаешь. Да и фильм о другом – о семье, самопожертвовании, любви. В общем, вещь обязательная к просмотру. Настоящее открытие года.

Интересно, что исполнители главных ролей Джон Красински (он же режиссер) и Эмили Блант – и в жизни супруги. По мнению критиков, это помогло им выглядеть в кадре убедительнее.

 

«Апгрейд», режиссёр Ли Уоннелл, в ролях: Логан Маршалл-Грин, Мелани Вальехо, Бетти Гэбриел, Харрисон Гилбертсон, Бенедикт Харди, Ричард Коуторн, Кристофер Кирби.

Вариаций на тему захвата власти роботами или иными механизмами тоже было множество. Перед вами еще один взгляд на эту проблему, от которой человечеству никуда не убежать. Все равно ведь будут стремиться всю работу по дому переложить на плечи (или что там у них?) механических помощников. Все равно будут пытаться поставить на ноги парализованных. Ну, вот в «Апгрейде» такой фокус проделали. Мечта для огромного количества людей, прикованных к постели или инвалидной коляске. Вживили чип, и человек пошел. И не просто пошел, а… Ну, посмотрите, короче.

Естественно, однажды механизм сломается. В чем это будет выражаться – не суть важно. Главное – все пойдет наперекосяк. Не так, как было задумано. И человеку станет плохо. Потому что или его заклинит в самый неподходящий момент, или какие-нибудь двери.

Когда же дойдет до более умной техники, то возможен и захват власти на планете. «Терминатор» когда еще был снят. Да и до него были вариации на ту же тему.

Кличут беду, всегда говорит моя жена. Дураки эти американцы – сколько фильмов-катастроф сняли, сами же разрушают свои города на экране. А потом это все материализуется. Раньше я спорил, но после терактов, после разрушения башен-близнецов перестал. Ну, действительно – если все время говорить «халва», во рту станет слаще. А если снимать фильмы о победе искусственного разума над человеческим, то и это однажды случится.

К слову, уже сегодня поломка любого механизма вгоняет человека в ступор. Зависимость от технических устройств стала огромной. Вот сейчас (не приведи Господь!) сгорит процессор на моем компе, сгорит этот текст и многие другие – я ж реально за сердце схвачусь. Потому что как все это восстановить? Что делать до момента, когда комп починят?

Даже сгоревшая лампочка печалит, поскольку выводит человека из зоны комфорта, заставляет его лезть на табуретку и вкручивать новую. А уж если телевизор выходит из строя, пылесос или микроволновка – это ж не просто нарушает привычный ритм жизни, это реально выбивает из колеи.

Создатели фильма «Апгрейд» задумались о том, что случится, если выйдет из повиновения искусственный разум, помещенный в тело человека. Пересказывать сюжет не стану, скажу только, что последствия поистине разрушительные. Как для окружающих, так и для самого носителя искусственного интеллекта. Это ж не какой-то паразит, такое глистогоном не одолеть. Как ты вообще с ним справишься, если эта штука задумывалась более умной и ловкой, чем человек?

В общем, научно-технический прогресс не остановить, но контролировать его необходимо. Иначе этим займутся созданные человеком помощники. Отправят нас всех в подсознание – уютное и приятное – а сами станут управлять происходящим на Земле. До первой обесточки.

 

Валерий Кедров

Валерий Кедров