24 октября 2018 08:46

МК в Саратове

Выбираем качественные дороги

Выбираем качественные дороги

Более одной тысячи километров автодорог в Саратовском регионе - федерального значения.

Издавна на территории Саратовской области находился перекрёсток торговых дорог, включая «шёлковый» и «соляной» караванные пути, а по Волге осуществлялась связь Европы с Азией. Что же сегодня? Всё так же Саратовская область является в Российской Федерации территорией, где располагаются крупные транспортные развязки и автомагистрали, соединяющие Центральную часть и Юг России, пересекающие нашу область с востока на запад, с севера на юг.

Дороги в Саратовской области разные, в том числе и по уровню принадлежности. Есть дороги федерального значения, есть дороги, за которые отвечает областное правительство, и муниципальные — за их благополучие несут ответственность муниципалитеты. Тема дорог для жителей губернии всегда интересна. Но сегодня разговор пойдёт о федеральных дорогах в Саратовской области, об их состоянии и качестве. О дорожных и мостовых организациях, которые содержат эти дороги и выполняют целый комплекс работ. О перспективах развития федеральных дорог в саратовском регионе.

Участниками нашего разговора в канун профессионального праздника работников дорожного хозяйства стали директор Саратовского филиала ФКУ «Поволжуправтодор» («Большая Волга») Николай ТЕМИТ, директор ООО «Автотрасса» Гагик КИРАКОСЯН, директор ООО «Фирма «Зоринка» Владимир ЖАДНОВ, директор ООО «Оптима» Пётр РОМАНОВСКИЙ и директор ООО «Дорожное предприятие № 6» Александр ЕПИШИН.

 

Дорогу передали на федеральный уровень

Напомним, по территории Саратовской области сегодня проходит четыре федеральные автомобильные дороги: Р-22 «Каспий» (подъезд к г. Саратову), Р-228 «Сызрань — Саратов — Волгоград», 1Р-158 «Нижний Новгород — Саратов», А-298 «Сызрань — Саратов — Волгоград — Пристанное — Ершов — Озинки — граница Казахстана». Протяжённость федеральных дорог  составляет 1050 км из 13290 км автомобильных дорог общего пользования, имеющихся на территории региона.

Современная история федеральных дорог в Саратовской области началась в 2004 г. с приходом в наш регион ФКУ «Поволжуправтодор» («Большая Волга») и созданием саратовского филиала управления. Федеральный бюджет активизировал финансирование на содержание и ремонт федеральных автодорог на территории области, и в последние годы мы стали свидетелями строительства, реконструкции, капитального ремонта и более качественного содержания дорог и мостовых сооружений на федеральных дорогах по всем направлениям.

В прошлом году ещё одна крупная автомагистраль «Саратов — Озинки», ранее находившаяся на содержании областного бюджета, была передана на федеральный уровень, и сегодня здесь начались заметные перемены.

— Протяжённость дороги А-298 — 323 километра. Ранее трасса являлась объектом региональной сети, на ней проводились работы только в рамках содержания, при этом интенсивность движения за последние годы здесь существенно возросла. Эта дорога стала одним из важных транспортных направлений между Европой и Азией, её состояние важно как для России, так и Казахстана, — говорит директор Саратовского филиала ФКУ «Поволжуправтодор» Николай Темит. — В прошлом году принято решение о передаче дороги «Сызрань — Саратов — Волгоград — Пристанное — Ершов — Озинки — граница Казахстана» на федеральный уровень.

В мае этого года федеральные дорожники приступили к ремонту трассы А-298 «Сызрань — Саратов — Волгоград — Пристанное — Ершов — Озинки — граница Казахстана» в Саратовской области. Внимание со стороны Федерального дорожного агентства к этой трассе сразу стало повышенным. В июне ход и качество работ проверила комиссия Росавтодора во главе с заместителем руководителя Федерального дорожного агентства Игорем АСТАХОВЫМ. В целом было отмечено, что работы ведутся с учётом технологических требований и установленных сроков.

 

Приступили к капитальному ремонту

Если говорить о планах, то на 2018 г. запланирован ремонт 100 километров трассы — участки 0 — 16 км, 21 — 27 км, 27 — 45 км, 50 — 86 км, 99 — 114 км, 119 — 127 км в Энгельсском, Советском, Фёдоровском районах области. Но саратовские дорожники готовы перевыполнить обязательства и отремонтировать 128 километров.

Что сегодня? Подрядные организации ФКУ «Поволжуправтодор» уже выполнили работы по устройству защитных слоёв на трёх участках федеральной дороги А-298 «Р-228» «Пристанное — Ершов — Озинки — граница Казахстана». А мы становимся свидетелями появления в нашем регионе дорог с качественным покрытием.

И всё же, по словам Николая Темита, самый сложный объём работы предстоит выполнить в следующем году. В настоящее время ведутся работы по проектированию участков капитального ремонта автомобильной дороги в границах Фёдоровского, Ершовского, Дергачёвского и Озинского районов. К сожалению, на этих участках ранее капитальный ремонт дороги не выполнялся и состояние автотрассы плачевно. Так что сначала будут определены участки дороги, входящие в разряд аварийных, и работы по капитальному ремонту начнутся здесь в первую очередь. Работа предстоит большая, так что, возможно, некоторые объекты станут переходящими на 2020 г. И ещё. Речь не идёт о новом строительстве автотрассы от Саратова до границы с Казахстаном, но государство готово выделить средства из федерального бюджета на полномасштабный капитальный ремонт. Использование современных технологий, строительного материала особого качества позволит создать качественную автомагистраль с гарантированным сроком эксплуатации не менее 12 лет.

— В течение трёх лет всю федеральную дорогу А-298 до границы с Казахстаном мы приведём полностью в нормативное состояние, это реально, работающие здесь дорожные и мостовые подрядные организации имеют хороший потенциал, оснащены современной спецтехникой и оборудованием, — подчеркнул руководитель Саратовского филиала ФКУ «Поволжуправтодор». — Общая сумма, выделенная в 2018 году на ремонт федеральных дорог в саратовском регионе, составила 6,4 миллиарда рублей. Из них 1,6 миллиарда направлено на дорогу А-298. Таких средств на ремонт саратовских дорог федерального значения мы ещё не получали. Сегодня активно ведутся работы в рамках госзаказа и по другим направлениям, а именно на дорогах «Сызрань — Саратов — Волгоград», «Нижний Новгород — Саратов» и по направлению к Воронежу на автомобильной дороге Р-22 «Каспий».

 

Технологии помогают быть конкурентоспособными

В разговоре о современных подходах к организации дорожного строительства неподдельный интерес вызвало мнение руководителя ООО «Оптима» Петра Романовского. Это предприятие на рынке дорожных услуг работает с 2015 г., но уже заявляет о себе как конкурентоспособный участник дорожной отрасли в регионе. В арсенале предприятия более 60 единиц современной спецтехники, в том числе дорожные машины от производителя  Wirtgen GmbH.

— Понимая, какие требования предъявляет федеральный заказчик к качеству работ, в прошлом году мы провели серьёзную модернизацию предприятия. Был приобретён современный асфальтобетонный завод немецкого производства производительностью 180 тонн асфальтобетонной смеси в час. Новый завод отличается разнообразием выпускаемой продукции. Его оборудование позволяет вводить в рабочие смеси всевозможные добавки, например фиброволокна. Чтобы полномасштабно участвовать в капитальном ремонте дороги А-298, мы приобрели и асфальтоукладчик нового поколения, который снабжён, в том числе, и датчиками уплотнения, ориентирующими оператора на строгое выполнение технических параметров.

Несколько слов о технологии устройства дорожного полотна, используемой предприятием «Оптима». Здесь применяют тонкослойное покрытие из битумоминерализованной открытой смеси. Укладывает это покрытие асфальтоукладчик, оборудованный подогреваемым резервуаром и системой распределения битумной эмульсии. Но как говорят специалисты, каркасную структуру и оптимальные параметры шероховатости обеспечивает высокое содержание щебня в слое износа, что не только продлевает срок службы «дорожной одежды», но и значительно повышает комфортность и безопасность движения. Работы по данной технологии выполнялись «Оптимой» на участке озинской дороги 0 — 16 км и 74 — 86 км. На сегодняшний день общая протяжённость отремонтированных по такой технологии участков всеми участниками капитального ремонта составляет свыше 60 километров. Преимущество такого ремонта отметили все пользователи дорог, что подтверждают многочисленные положительные отзывы.

— Материалы и смеси для устройства асфальтобетонного покрытия на этих объектах подобраны с помощью специального лабораторного оборудования по методике объёмного проектирования, — пояснил Пётр Романовский. — Технология позволяет создать наиболее оптимальный рецепт асфальтобетонной смеси с учётом климатических условий, интенсивности движения и особенностей региональных строительных материалов. Такая точность позволит увеличить срок службы покрытия на 20-30%, что особенно актуально в условиях перехода на существенно увеличенные межремонтные сроки. Оборудование дорогостоящее, но это требование времени, требования, которые предъявляются к современным дорогам. И надо сказать, что сегодня перевооружаемся не только мы, подрядчики, но и наши поставщики строительного материала.

Николай Темит подчеркнул, что таких современных лабораторий в нашем регионе уже две — у ООО «Оптима» и ООО «Автотрасса», а вот в соседних регионах подобного лабораторного оборудования в дорожной отрасли пока нет. Этот факт ещё раз говорит о большом потенциале и широких возможностях предприятий дорожного хозяйства Саратовской области.

— Выигрывая торги и получая контракты, наши дорожные предприятия обеспечивают работой не только собственные коллективы, — заметил директор саратовского филиала, — но и субподрядные организации, которые благодаря этому имеют возможность активнее развиваться, укреплять материально-техническую базу, создавать новые рабочие места и выполнять социальные гарантии. И хочу добавить: уровень ответственности у саратовских предприятий дорожной отрасли значительно выше, они работают для жителей своей области, создают блага для себя, своих семей.

 

Мосты соединяют не только берега

ООО «Фирма «Зоринка» — одно из первых предприятий дорожной отрасли Саратовской области, начинавшее работать на федеральных дорогах по контрактам с ФКУ «Поволжуправтодор» «Большая Волга». Это крупная мостовая организация, в её активе многолетний опыт содержания мостовых сооружений любой сложности, десятки отремонтированных мостов и других объектов мостового хозяйства, здесь работает профессиональный коллектив, создано несколько производственных баз с набором современной спецтехники и средств малой механизации.

Сейчас коллектив ООО «Фирма «Зоринка» работает по всем направлениям федеральных дорог. На автодороге «Сызрань — Саратов — Волгоград» на содержании этого предприятия находится 45 мостов и мостовых сооружений, 494 водопропускные трубы различного диаметра. На дороге Р-22 «Каспий» — 27 мостов и 153 трубы. Самым насыщенным по мостовым объектам является участок трассы, в центре которого расположен мост через Волгу у с. Пристанное. Всего здесь насчитывается 19 мостовых сооружений, развязок, эстакад, а в общей сложности на автотрассе А-298 40 мостовых объектов и 328 водопропускных труб, многим из которых требуются ремонт и полная реконструкция. Работы по приведению в рабочее состояние данных объектов уже началась.

— В нынешнем году наше предприятие выиграло пятилетний контракт по содержанию мостовых сооружений на автотрассе А-298, и мы как генеральный подрядчик несём ответственность за состояние всех мостовых объектов и водонапорных труб  на этом направлении, — говорит директор ООО «Фирма «Зоринка» Владимир Жаднов. — Объём работы определён заказчиком очень серьёзный, но наш коллектив готов к её выполнению.

По словам Владимира Жаднова, уже сейчас на предприятии проходят оптимизация, формирование нового производственного участка. В планах приобретение новой спецтехники, средств малой механизации для выполнения работ по содержанию мостовых сооружений и подъездов к ним, особенно в зимнее время. Настрой у коллектива хороший, требования заказчика будут выполняться качественно и в срок. В том, что мостовики фирмы «Зоринка» не подведут, нет сомнений и у жителей заволжских районов, для которых дорога от Саратова до Озинок — главная транспортная артерия. Так что все в ожидании: скоро через всю территорию степного Левобережья проляжет новая дорога с обновлёнными мостами и сооружениями. И в эту большую и сложную работу достойный вклад обязательно внесёт коллектив фирмы «Зоринка».

— На днях наше предприятие завершает работы по капитальному ремонту моста через ручей Журавский на автотрассе Р-22 «Каспий». В прошлом году мы выполнили ремонт такой же сложности на двух мостовых объектах, — говорит Владимир Жаднов. — То есть каждый год идёт обновление и дорог, и мостов в Саратовской области. Надо подчеркнуть, что сегодня федеральным дорогам и мостовым сооружениям Росавтодор, наш заказчик — федеральное управление автомобильных дорог «Большая Волга» уделяет большое внимание. Благодаря своевременному финансированию ремонтных работ и работ по содержанию из федерального бюджета наши мосты и мостовые сооружения получают вторую жизнь, а мы стремимся, понимая всю ответственность, привести эти объекты в нормативное состояние.

В сентябре на мостовом сооружении через р. Журавский вместе с директором Саратовского филиала ФКУ «Поволжуправтодор» («Большая Волга») Николаем Темитом побывал губернатор области Валерий 

РАДАЕВ. На тот момент здесь уже были выполнены все основные работы по капитальному ремонту моста, а в тот день проводилась укладка проезжей части моста и элементов обустройства. Николай Темит проинформировал губернатора о других видах работ, производимых на федеральной трассе Р-22 «Каспий». На данной автодороге в этом году идёт одновременный ремонт 10 мостовых сооружений, в том числе двух путепроводов, большая часть объектов в стадии завершения. Валерий Радаев отметил образцовое состояние автотрассы и профессионализм мостостроителей.

 

Юбилей ДП № 6

В нашей области среди дорожных организаций хорошо известно предприятие ДП № 6, которое прошло становление в советское время, потом выдержало хаос 90-х, затем побывало в затянувшемся финансовом кризисе, но, как всегда, подтверждает свой профессионализм и высокую ответственность. В этом году предприятию исполняется 40 лет, 37 из них его возглавляет Александр Епишин. Коллектив — 120 человек, основное направление деятельности — содержание дорог.

— Мы работаем на участке волгоградской трассы, содержим дорогу в обход города Саратова и часть вольской трассы. В текущем году нашим генподрядчиком ООО «Автотрасса» с нами заключён субподрядный контракт на пять лет, — рассказывает директор ООО ДП № 6 Александр Епишин. — В рамках содержания ДП № 6 на зимний период уже заготовило все необходимые материалы, в том числе реагенты, песочно-соляную смесь, техника к работе в зимних условиях готова полностью.

Речь зашла об автотрассе в обход города Саратова, точнее, о дороге от развязки «Глаз» в сторону моста через Волгу у с. Пристанное. До этого года дорога находилась в распоряжении области. С 2000 г. прошло три межремонтного срока ремонтных работ, но средств на капитальный ремонт в казне не находилось. С текущего года обход города стал частью федеральной автотрассы А-298, здесь проведён капитальный ремонт, напомним, с применением новых технологий. При этом объём финансирования на содержание дороги не изменился. Появились более жёсткие требования по содержанию откосов, наведению порядка на придорожных территориях, обновлены придорожные знаки.

Ожидаются перемены и на волгоградском направлении — в первую очередь по расширению во время капитального ремонта полотна дороги с 7 до 9 метров, чтобы разгрузить поток автотранспорта, который на сегодняшний день увеличился до 50 тыс. машин в сутки.

— Пятилетний контракт на содержание дороги, который с нами заключил генподрядчик ООО «Автотрасса», позволит коллективу иметь постоянные объёмы работ и уверенно смотреть в будущее, — говорит Александр Епишин. — Мы уже купили на 40 миллионов рублей новой техники и средств малой механизации: немецкий асфальтоукладчик, два современных катка с программным обеспечением и т. д. В планах приобретение нового асфальтобетонного завода. Нужны новые технологии. Есть понимание, в каком направлении развиваться. Обязательно будем участвовать и в других тендерах на выполнение запланированных заказчиком работ.

В тот день разговор шёл и о том, что с приведением дорог в нормативное состояние изменится и жизнь вокруг них. Появятся новые придорожные кафе и гостиницы, получит развитие сфера услуг для пользователей дорог: АЗС, станции техобслуживания и т. д. Хорошие дороги дают возможность развиваться в целом экономике региона. Это правильно выстроенная логистика грузоперевозок, расширение производственных и торговых связей, инвестиции в экономику области. А для дорожной отрасли — объёмы работы и те же самые инвестиции предприятий в своё развитие.

— В нынешнем году наше предприятие пока не принимало участия в ремонте участков федеральной дороги, но мы выполняли работы в рамках реализации программы «Комплексное развитие объединённой дорожной сети Саратовской области и Саратовской городской агломерации», входящей в национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», — пояснил Александр Епишин. — Нами капитально отремонтирована автомобильная дорога «Саратов — Красный Текстильщик» в Саратовском районе протяжённостью 12,4 км. В прошлом году также в рамках данного проекта мы ремонтировали Песчано-Умётский тракт. Стремимся делать свою работу с хорошим качеством, понимаем, что сейчас это главное конкурентное преимущество.

 

Универсальный подрядчик

— Сегодня все задачи, поставленные перед нами заказчиком в лице ФКУ «Поволжуправтодор» («Большая Волга»), выполняются, график работ на всех участках соблюдается, — проинформировал в разговоре директор ООО «Автотрасса» Гагик Киракосян. — Объём работ немалый, ответственность как у генерального подрядчика большая, и мы благодарны нашему заказчику за оказанное доверие. На субподряде у нас работают исключительно саратовские дорожные предприятия. Очень важно, чтобы развивалась дорожная отрасль региона и были конкурентоспособными наши дорожные организации.

Все участники разговора придерживались одного мнения: присутствие в регионе дорог федерального уровня способствует развитию всей сети дорог в Саратовской области. Как правило, некоторые федеральные дорожники несут нагрузку по содержанию и ремонту дорог и на региональных дорогах, но при этом имеют техническую и материальную возможности участвовать в более масштабных проектах. Примером, конечно же, служит предприятие ООО «Автотрасса», работающее на федеральных дорогах свыше 12 лет. За эти годы выросла производственная и техническая мощь данного предприятия, здесь трудится почти 300 человек, дорожники с большим опытом и мастерством. Это предприятие по праву считается универсалом в дорожной отрасли региона.

— В этом году к содержанию 159 километров федеральной автотрассы «Сызрань — Саратов — Волгоград» у нас, как у генподрядчика, прибавилась работа на автотрассе, которая в 2016 году передана с регионального на федеральный уровень. Это серьёзный объём работ, и сегодня создана целая команда дорожных строителей из числа саратовских предприятий. У нашей организации по-прежнему две большие строительные площадки — в Вольске и Балакове, но и тут будут перемены в связи с увеличением объёмов содержания и капитального ремонта озинской трассы. С ноября 2016 года мы работаем также на строительстве северного автодорожного подхода к Саратовскому аэропорту комплекса «Центральный» протяжённостью 9 км, работы близятся к завершению.

Как считает руководство «Автотрассы», строительство северного подхода стало для компании испытанием на прочность, возможностью ещё раз доказать и показать свою способность успешно решать сложные инженерно-технические задачи, вести масштабные земляные работы, строить развязки с разными уровнями, работать с трудным грунтом.

— Что в планах на ближайшее время? Продолжать работы, обозначенные в контрактах на федеральных дорогах по всем направлениям, — затронул в разговоре перспективы развития федеральных дорог в саратовском регионе директор Саратовского филиала ФКУ «Поволжуправтодор» («Большая Волга») Николай Темит. — После 2020 года начнётся строительство обхода вокруг Саратова, сегодня же готов проект по капитальному ремонту дороги от развязки «Глаз» до балашовской развязки и переводу её в первую категорию.

По информации Николая Темита, в следующем году начнётся строительство двух долгожданных в нашей области путепроводов по вольской автотрассе, а именно в районе станции Сенная и у села Синодское. Проекты готовы, торги пройдут в начале 2019 г.

И ещё хорошая новость. На днях председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий МЕДВЕДЕВ подписал документ о передаче на федеральный уровень саратовского участка дороги «Саратов — Ртищево — Тамбов», что позволит обеспечить необходимое качество дорожного покрытия в данном направлении и разгрузит областной бюджет, средства которого более активно пойдут на приведение в нормативное состояние региональных дорог.

— Большинство предприятий, работающих на федеральных дорогах Саратовской области на сегодняшний день, служат примером развития в нашей отрасли, — подвёл итоги разговора Николай Темит. — За последнее время тут на сотни миллионов рублей приобретена современная, мощная спецтехника для строительства и содержания дорог и мостов. Дорожные и мостовые организации не только активно пополняют налогами бюджет области, но и создают новые рабочие места, улучшают условия работы для своих коллективов, являются социально ориентированными предприятиями. Но главное — они профессионалы в своём деле.

Автор: Надежда Барсукова

фото автора